Якопо Сансовино
Якопо Татти родился в июле 1486 году во Флоренции, о его детстве известно мало. В возрасте 14 лет будущий архитектор поступил учеником к Андреа Сансовино и вместе с учителем повершил поездку в Рим, где занимался изучением античной архитектуры. Известно, что ученик взял фамилию учителя, так и появился Якопо Сансовино.
В возрасте 19 лет он получает заказ от папы римского Юлия II на реставрационные работы, от него требовалось восстановить найденные во время раскопок статуи. Во время работы в Риме Сансовино знакомится с Микеланджело, эта встреча оказала влияние на все его дальнейшее творчество. Также в Риме он привлек внимание Браманте и Рафаэля.
Сансовино возвращается во Флоренцию в 1511 году и приступает к работе над статуей для католического собора Санта-Мария-дель Фьоре. Вновь вернувшись в Рим он занимается проектом церкви Сан-Джованни-деи Фиорентино, которая была начата Антонио да Сангалло. Из-за разграбления Рима ландскнехтами императора Якопо был вынужден бежать, он стремится во Францию, по пути останавливаясь в Венеции, где его принял Тициан. Он получает заказ на восстановление купола для базилики Сан-Марко, и судьба его складывается так, что он становится главным архитектором Венеции и остается в этой стране до конца своих дней.
За годы своей работы в Венеции он смог внести огромный вклад в ее развитие, в частности, он
- руководил строительством Библиотеки Сан-Марко;
- участвовал в проекте Монетного двора;
- построил дворцы, к примеру Палаццо Дольфин-Манин;
- построил церковь Сан-Джулиано;
- построил церковь Сан-Франческа делла Винья;
- создал скульптуры для внутреннего двора Дворца Дожей.
В работах Сансовино можно найти черты, предвещающие смену стиля, они относятся к барокко.
Великого мастера не стало в 1570 году, он умер в Венеции. Его могила находится в баптистерии базилики Святого Марка, того самого собора, из-за которого он когда-то остался в Венеции.
Рисунок 1. Якопо Сансовино (1486 -1570). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Творчество Якопо Сансовино
Творчество Якопо Сансовино было разнообразным, что характерно для многих творцов того времени. Он был и скульптором, и архитектором, и реставратором.
Его шедевром считается библиотека Святого Марка, которая богата украшена в стиле зданий эпохи Возрождения. Здание расположено напротив дворца Дожей, на его строительство ушло почти 50 лет и 30 000 дукатов, при том что зарплата самого Сансовино составляла 180 дукатов в год.
Библиотека должна была вмещать собрание книг и рукописей, которое подарил республике кардинал Виссарион. Здание было выстроено из белого мрамора, его фасад выглядит как двухъярусная ордерная аркада, которая имеет необычную богатую пластику. Нижняя аркада создает глубокую лоджию, за которой находятся торговые помещения и вход в библиотеку Для перекрытия Сансовино хотел применить сводчатый потолок, выполненный из кирпича, но свод не выдержал такой нагрузки и обрушился вместе с частью стены. В итоге сейчас здание украшает эллиптический свод с живописью Тициана.
Самые известные работы Сансовино:
- Скуола делла Мизерикордия;
- застройка центральной части горда, площади Сан Марко и Пьяццетты;
- отделка Золотой лестницы во Дворце Дожей;
- завершение торгового центра, рынка Раильто.
Пьяцетта появилась также в результате работы Якопо Сансовино на должности главного архитектора, с 1537 года он занимался реконструкцией территории между Дворцом Дожей, площадью Сан-Марко и пристанью. Строилось сразу три сооружения, Лоджетта, Библиотека и Дзекка. Он снес хаотическую застройку которая отделяла площадь Сан Марко от лагуны, освободив место для маленькой Пьяцетты. Новая площадь предоставляла прекрасные возможности для проведения городских праздников.
Также историки архитектуры выделяют Палаццо Корнер делла Ка Гранде, как одну из основополагающих работ Сансовино. Дворец представляет собой образец переосмысления композиции флорентийских и римских дворцов, согласно в требованиями и вкусам венецианцев. Удачное расположение позволяет создать большой внутренний двор и выполнить внутреннюю композиций помещений так, чтобы она наиболее полно отвечала венецианскому образу жизни, то есть приемам и пышным балам. Группа помещений ведет гостей от входной лоджии к приемным залам на втором этаже, откуда открывается вид на канал.