Облик нового города, а за ним и всей России, формировался с привлечением зарубежных архитекторов, которые привезли с собой западноевропейскую манеру формообразования, строительные технологии и стиль барокко, так нравившийся государю. Но и русские архитекторы активно участвовали в строительстве, освоив необходимые знания, они смогли сформировать довольно самостоятельную школу русского барокко, которая предопределила дальнейшее развитие этого направления. Одним из таких мастеров был Михаил Земцов.
Михаил Земцов
Будущий известный русский архитектор родился в 1688 году, в Москве, тогда еще столице Руси. Согласно сохранившимся данным, Михаил прошел обучение при типографии Оружейной палаты после чего с семьей он переезжает в новую, еще строящуюся столицу. На новом месте Земцов поступает на обучение итальянскому языку и увлекается итальянской литературой, посвященной строительству, он изучает труды Альберти, Ваньолы, Палладио из библиотеки государя. Знание итальянского языка позволило Михаилу работать переводчиком, иностранных специалистов в Петербурге было много, и его труд был востребован. Но помимо работы переводчиком он проявляет себя и как чертежник, поэтому указом царя его сначала направляют в городскую Канцелярию, а затем утверждают в должности помощника известного итальянского архитектора Доменико Трезини.
Известно, что после работы с Трезини, Земцов помогал Николо Микетти в проектах, которые он вел после смерти Леблона и работал над дворцово-парковыми ансамблями Стрельни и Петергофа. Позже он принимал участие в возведение Екатериненталя.
По поручению императора в 1723 году Земцов покидает Россию и направляется в Стокгольм для найма иностранных мастеров. По возвращении Земцов возглавляет работы, которые начал уехавший в Италию Микетти, получает звание архитектора. В возрасте 38 лет он получает должность городового архитектора и уже самостоятельно возглавляет ряд работ, в частности, под его руководством:
- ведется строительство Летнего сада в Санкт-Петербурге (авторы проекта Н. Бидлоо, И Матвеев, Я. Роозен, Ж.б. Леблон);
- ведется устройство фонтанов павильона Грот.
Городовой архитектор – это должность главного городского архитектора.
Помимо архитектурной практики, он также принимает участие в написании трактата «Должность архитектурной экспедиции».
После кончины государя в 1725 году, Михаил Земцов, чей стиль сформировался в эпоху петровского барокко, продолжает работать в период правления Анны Иоанновны.
После того, как на троне оказалась Елизавета Петрова, Земцов был направлен в Москву, где он подготавливает проект Яузских и Мясницких ворот. В Санкт-Петербург он вернулся спустя год, а в 1743 и скончался от болезни.
Трудоспособность Земцова сложно переоценить, согласно сведениям современников, после его кончины, чтобы распределить все его обязанности и проекты потребовалось четырнадцать архитекторов.
Творчество Михаила Земцова
Михаил Земцов, в отличие от других русских архитекторов петровского периода не проходил обучения за рубежом, но при этом имел возможность учиться у великих иностранных мастеров, приехавших в Российскую империю по приглашению Петра I. Не все его постройки сохранились до наших дней, и не всегда он руководил реализацией своих проектов, а зачастую заканчивал уже начатые масштабные работы своих учителей и предшественников.
Перечислим его самые известные работы:
- Церковь Симеона и Анны, расположенная в Санкт-Петербурге была возведена к 1734 году;
- Церковь для госпиталей на Выборгской стороне, строительство было остановлено в 1739 году из-за недостатка финансирования. Земцов завершал проект Трезини, но недостроенное помещение в 1771 году переоборудовали под аудиторию Военно-медицинской академии;
- подзорный дворец, по проекту С. Ван Звитена;
- Мастеровой и Кавалерийский дворы, Петергоф, завершены к 1732 году;
- Аничков дворец, автор проекта;
- павильон Эрмитаж, автор проекта;
- каскад «Золотая гора», в соавторстве с Н. Микетти;
- Спасо-Преображенский собор, строительство завершено к 1754 году, здание сильно пострадало при пожаре и было полностью перестроено
Секрет успеха Земцова заключался в невероятном усердии и трудолюбии, ему повезло оказаться учеником итальянского зодчего, первого архитектора Санкт-Петербурга, и он оказался достойным продолжателем его творчества.