Франческо Растрелли
Одним из самых известных иностранных архитекторов, работавших в России был Франческо Бартоломео Растрелли.
Будущий всемирно известный архитектор родился в 1697 году, в Париже. Его отец, Бартоломео Карло Растрелли, был скульптором при дворе короля Людовика XIV, а также имел архитектурное образование. Дворянский род Растрелли происходил из Флоренции. Бартоломео был весьма одаренным и талантливым мастером, он пробовал себя и в литье, в ювелирном деле, но не находил достойных заказов. Из Италии он отправился в Париж, где и родился его сын. За пятнадцать лет, проведенных в Париже, Бартоломео создал одно значимое произведение – надгробие королевского министра. В 1715 году, когда умер французский король, многие его протеже остались без работы, воспользовавшись этим Петр I отправил в Париж депешу, в которой говорилось, что талантливые зодчие будут востребованы при русском царском дворе. Так Растрелли старший в сопровождении сына Франческо отправился искать счастья в России.
После переезда сын продолжал обучение у отца и участвовал вместе с ним в проекте достройки Меншикова дворца. Известно, что Франческо несколько раз выезжал за рубеж для обучения в Европе. Также Франческо посещал и Москву, где учился традициям русского зодчества. Его первой самостоятельной работой стал трехэтажный дворец князя Антиоха Кантемира.
На территории современной Латвии, которая в 18 веке называлась Курляндией, были воплощены первые проекты Франческо Растрелли - Рундальский дворец и дворец в Митаве.
Растрелли старший просил у императрицы Анны Ионановны аудиенции, после которой ему было поручено строительство дворцов в Кремле, проекты для дворца разрабатывал его сын Франческо Высокую должность обер-архитектора Растрелли получил в 1738 году.
Обер-архитектор – это высшее архитектурное звание в 18 веке.
Считается, что расцвет творчества Растрелли пришелся на период правления Елизаветы Петровны, Растрелли был главным представителем стиля елизаветинского барокко. Но карьера его при новой императрице не была простой. Елизавета Петровна питала неприязнь к немцам, главным покровителям Растрелли, – Бирону и Миниху, поэтому приказала отстранить Растрелли от работы. Но в силу того, что он был единственным архитектором, который мог отвечать ее высоким запросам, тяге к изысканности и роскоши, вскоре Растрелли был возвращен ко двору.
Должность обер-архитектора, несмотря на огромный объем выполняемой им работы Растрелли вернули лишь в 1749 г., для этого он пошел на хитрость, объявив о своем отъезде.
Большая часть строительный проектов того времени курировалась именно Растрелли, в их числе:
- большой дворец в Петергофе;
- Андреевский собор в Киеве;
- Екатерининский дворец в Царском селе.
Участие Растрелли в каждом проекте было физически невозможно, поездки по загородным резиденциям отнимали все время, поэтому он готовил общий проект, который курировали другие зодчие на местах. В Царском Селе его проект реализовывали Чевакинский и Квасов.
Высокое архитектурное положение Растрелли пошатнулось со смертью императрицы, так благоволившей ему. Барокко выходит из моды, как и работы самого архитектора, он лишается заказов и заработка. Вступившая на престол Екатерина II благоволила другому архитектору, Антонио Ринальди.
Франческо Растрелли в 1762 году уходит в годичный отпуск и освобождается от должности. Россию Растрелли окончательно покидается в 1764 году и направляется в Курляндию, где вновь занимается проектами дворцов, как и в начале своей карьеры.
Последней работой Растрелли считается одна из усадеб, расположенных в Курляндии. Растрелли умер в 1771 году, место его захоронения неизвестно, как и точная дата смерти.
Рисунок 1. Франческо Бартоломео Растрелли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Творчество Франческо Растрелли в 1720-30 годы
Многие постройки из раннего творчества Растрелли относятся к утраченным, они перестраивались или разрушались для освобождения места для новых объектов.
Наиболее известные работы Растрелли этого периода:
- Кантемировский дворец, построенный к 1717 году по проекту Растрелли в Санкт-Петербурге был полностью перестроен спустя 1,5 века;
- деревянный Тронный зал на реке Яузе в Лефортово был заменен Екатерининским дворцом;
- Зимний дворец Анны Иоанновны, над которым трудился архитектор в 1732–1736 годах позже многократно перестраивался, его снесли в 1754 году;
- Летний дворец Елизаветы Петровны былсделан из дерева в 1744 г., его заменили Инженерным замком в 1797 году.
Растрелли является автором множества проектов в Санкт-Петербурге и его пригородах, но несмотря на всю известность и значительность, огромный вклад в развитие и формирование города он умер в безвестности.