В архитектуре и строительстве сегодня наблюдается несколько глобальных трендов, связанных с развитием больших городов. Основной из них связан с ростом городов вверх, средняя этажность мегаполисов растет год от года.
Высотность зданий и сооружений
Классическое разделение зданий по этажности жилых зданий подразумевает 4 категории:
- малоэтажные здания до 5 этажей. Эту категорию можно разделить на 1-2 этажные здания, трехэтажные здания и 4-5 этажные здания в силу того, что меняются требования к этим группам. К примеру 1-2 этажные здания не требуют лифтов, здания до 3-этажей могу не проходить экспертизу проектной документации. В целом же здания до 5 этажей на практике не имеют лифтов;
- средней этажности от 5 до 12 этажей. Этот тип зданий был особенно распространен в советское время, типовые пятиэтажные и девятиэтажные дома появлялись во всех крупных и больших городах;
- многоэтажные от 12 до 16 этажей;
- высотные здания более 16 этажей.
Таким образом, если уйти от привязки к этажности и перевести значения в метры, то в первой категории окажутся здания до 15 метров высотой, во второй до 36 метров, в третьей до 48 -50 метров и в четвертой – здания выше 50 метров.
Этой классификацией пользовались долгие годы, иногда вызывала споры «средняя этажность» и ее границы, но в целом деление было вполне понятным. Но в с появлением небоскребов, которые оказались не просто высотными, а сверхвысотными зданиями, классификация нуждается в пересмотре. И если долгое время наблюдался определенный пробел между высотными зданиями до 25 этажей и небоскребами от 50 этажей, то постепенно, и он заполнился новым типом зданий повышенной этажности.
Этаж – это часть пространства между двумя горизонтальными перекрытиями.
Рисунок 1. Высотное здание - Эмапйер Стейт Билдинг, высота 443 метра, Нью-Йорк. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Тренд на повышение высотности строительства
Экономическое развитие города напрямую влияет на его архитектуру и структуру. Невозможно представить себе экономически стабильный и процветающий город в котором отсутствовали бы асфальтированные дороги, капитальные дома. Чем больше зарабатывает город, тем выше его амбиции и в плане имиджа. Высотность стала одной из ключевых характеристик современного города. Нью Йорк, который когда-то вынужден был пойти по пути повышения этажности из-за ограниченности самой территории острова, задал тренд на многие десятилетия вперед. Блеск стекла его небоскребов не оставляет равнодушным никого из приезжих. А успешность и развитость одного из самых распиаренных городов, о котором знают даже те, кто в нем никогда не был, вдохновляет мэров других мегаполисов.
Высотное строительство не было необходимостью для многих других городов, не стесненных природными и географическими условиями, но в сложившейся экономической схеме высотность стала главным трендом из-за своей высокой рентабельности. Расходы на землю и проектирование существенно снижаются, если пересчитать их на квадратный метр продаваемой площади.
Рассмотрим и другие факторы, которые способствовали этому решению:
- совершенствование строительных технологий. Широкой известно, что мега-проекты прошлого требовали от строителей небывалой ловкости. При строительстве мостов и башен использовались самые простые страховочные приспособления, которые не всегда оказывались эффективными. По мере развития появилась возможность обеспечивать безопасность производства работ и на большой высоте;
- развитие строительных машин и механизмов. Кран для строительства небоскреба растет вместе в самим небоскребом, так была решена одна из проблем, касающаяся доставки грузов на верхние этажи;
- развитие инженерных решений, появление скоростных лифтов. Небоскреб без лифта никогда не стал бы столько популярным и распространенным. При этом лифт используется лишь в период нормальной эксплуатации и никак не связан с эвакуацией из здания в случае экстренной ситуации;
- устойчивые ассоциации с престижем, успешностью и процветанием. Владельцами небоскребов становились крупные корпорации и компании, которые тем самым подчеркивали свою прибыльность.
Несмотря на рентабельность, вложения в строительство небоскреба являются колоссальными.
Сегодня города заполняются зданиями, которые с одной стороны не дотягивают до уровня небоскреба по высоте, с другой стороны они выше возводимых ранее сооружений. 31–35 этажные жилые дома стали новой нормой, как когда-то это было с 25-этажными домами. Этому способствовал большой интерес со стороны заказчиков, застройщиков, а также утверждение нормативной документации по пожарной безопасности подобных зданий.