Положение о государственной историко-культурной экспертизе
В данном документе содержатся 37 пунктов, часть из которых уже утратила силу. В документ вносили изменения девять раз.
Документ устанавливает порядок проведения экспертизы, порядок оплаты и порядок назначения повторной экспертизы.
В пунктах положениях изложена информация о:
- инициаторе проведения экспертизы (орган государственной власти, региональный орган, юридическое или физическое лицо);
- требованиях к экспертам;
- порядке проведения аттестации;
- случаях проведения экспертизы одним лицом или комиссией из трех человек;
- составе работ на организационном заседании;
- работе секретаря и председателя комиссии;
- документах, рассматриваемых в рамках экспертизы;
- требованиях к эксперту при проведении экспертизы.
- данных, указываемых в акте экспертизы;
- содержащихся в заключении выводах;
- сроках выдачи акта и направления уведомления о согласии или несогласии;
- порядке проведения повторной экспертизы.
Рисунок 1. Основные положения государственной историко-культурной экспертизы описаны в Положении и Федеральном Законе № 73. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Требования к эксперту по проведению государственной историко-культурной экспертизы
Положение определяет следующие требования к экспертам:
- высшее или дополнительное профессиональное образование по профилю экспертизы;
- стаж работы не менее 10 лет;
- знание нормативной документации в области охраны объектов культурного наследия;
- умение выполнять исследования и оформлять их в заключениях.
Для того, чтобы юридическое лицо могло заключать и исполнять договоры на проведение экспертизы, в его штате должно быть не менее трех экспертов.
Экспертами по объекту не могут выступать родственники заказчика, лица, владеющие ценными бумагами заказчика, имеющие перед заказчиком долговые обязательства или состоящие с ним в трудовых отношениях. Все эксперты должны официально подтвердить, что они не аффилированы с заказчиком.
В случае оказания воздействия на эксперта, он обязан сообщить об этом членам комиссии и в региональный орган охраны объектов культурного наследия.
Аттестацию экспертом проводит Минкультуры, собственно процесс оценивания кандидата сводится к собеседованию, большую часть времени изучаются резюме кандидата, его опыт и знания.
В отличие от эксперта по проектной документации, который несет уголовную ответственность за свою оценку объекта, ответственность эксперта по историко-культурной экспертизе скорее номинальная. Хоть она и обозначена в Положении, но нигде детальна не прописана, а потому остается лишь формальной.
Эксперты могут проводить экспертизу объектов, расположенных в любом регионе, так, например, эксперт из Москвы может оценивать историческую ценность здания в Хабаровске или Мурманске. Что безусловно вызывает возмущение общественности, поскольку человек не проживающий в городе, не знающий его истории, особенностей, культуры выносит вердикт о городском объекте. По меркам столицы он может казаться менее ценным, в то время как для горожан будет олицетворением ушедшей эпохи.
Работа экспертов предается гласности, чтобы каждый заинтересованный житель мог изучить выводы и выразить свое согласие или несогласие.
Требования к экспертам в законе весьма размыты, эксперт не обязан обладать знаниями в области истории страны, истории развития градостроительства, умением оценивать значимость объектов для города или конкретного поселения. Субъективность оценок во многом определяется областью деятельности эксперта, так инженеры будут обращать больше внимания на техническое состояние, историки на значимые факты в истории здания, архитекторы на объемно-планировочные решения и их изменения. В результате оценки разных экспертов могут оказаться диаметрально противоположными. Методики проведения экспертизы также отличаются, один эксперт будет больше времени уделять сбору исторической информации, займется архивными изысканиями, другой же ограничится запросом в ведомство. Результат экспертизы зависит от работы эксперта.