Домонгольское зодчество
Русское деревянное зодчество развивалось веками, и в нем находили отражение значимые события.
Монгольское нашествие 1237 года разделяет русскую историю и историю русского зодчества на два периода. Почте 800 лет назад на Руси только началось каменное зодчество, поэтому до наших дней дошли лишь крупицы многовековой застройки, уцелевшие в перипетиях событий:
- на Владимиро-суздальской земле были возведены Спасо-Преображенский собор ( построен к 1157 году), Церковь Бориса и Глеба ( построена к 1157 году), Успенский собор во Владимире ( построен к 1189 году), Золотые ворота во Владимире ( построены в 1164 году), Дмитриевский собор (построен в 1197 году), Успенский собор Княгинина монастыря ( построен к 1202 году), палаты Андрея Боголюбского ( заложены в 1158 г.), храм Покрова на Нерли (построен в 1166 г.), Успенский собор в Ростове (построен в 1231 г.), Рождественский собор в Суздале ( вновь выстроен в 1225 г.), Георгиевский собор ( вновь выстроен в 1234 г.). У перечисленных построек различная степень сохранности, к примеру Спас-Преображенский собор хорошо сохранился, как и Успенский собор во Владимире. А у палат Андрея Боголюбского сохранились лестничная башня и переход, остальное было восстановлено позже;
- на Волынской земле были возведены Успенский собор (построен в 1160 году), Васильевская церковь (примерно 12-13 век) и Столпьенская башня (12 век). Высокая степень сохранности лишь у Васильевской церкви, но ее облик был искажен в начале 20 века, когда церковь была переделана в русско-византийском стиле;
- на Галицкой земле до монгольского нашествия была выстроена Церковь Святого Пантелеймона, время постройки примерно 1200 год. Сохранность церкви оценивается как средняя, своды и верхняя часть были уничтожены при реконструкции в костел;
- на территории Городенского княжества была возведена Борисоглебская церковь «на Коложе», время постройки – 1180 гг. Церковь сохранилась частично;
- на Киевской земле были возведены Софийский собор ( строительство завершилось в 1037 г.), Золотые ворота ( построены в 1037 году), Успенский собор Киево-Печерского монастыря (построен в 1089, г., главы и стены собора был взорван в 1941 г. и впоследствии восстановлен, подлинные элементы сохранились лишь в алтарной части), Троицкая надвратная церковь (построена около 1106 года), церковь Архангела Михаила Выдубицкого монастыря (построена в 1088 году), собор Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря ( построен в 1113 г.), церковь Спаса на Берестове (завершена к началу 12 века), церковь Кирилла Александрийского (постройка завершена в 1146 г.), церковь Василия Великого (построена в 1183 г.), церковь Василия Великого (построена в 1190 г.), Георгиевский собор (построен в 1144 г.).
Также постройки были и на Новгородской, Переяславской, Полоцкой, Черниговской и Смоленской землях.
К сожалению, в советское время некоторые многовековые постройки были взорваны или уничтожены, впоследствии часть их реконструировали.
Рисунок 1. Образец домонгольского зодчества - храм Покрова на Нерли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Трансформация образов домонгольского зодчества в русской архитектуре XIX-ХХ веков
В период историзма просыпается интерес к традициям русского зодчества и эпохе допетровской Руси, в том числе самым древним постройкам. Активно изучаются архивы, чертежи и зарисовке, восстанавливается летопись событий. В 1824 году был издан альбом, в котором был опубликован 31 проект сакральной архитектуры в духе классицизма. Это собрание было дополнено спустя два года примерами древних православных церквей, что породило волну интереса к ним.
В начале 19 века были возведены объекты, в которых продемонстрированы поиски нового стиля:
- русская колония Александровка в Потсдаме;
- церковь Святого Александра Невского, Потсдам;
- третья десятинная церковь в Киеве, по проекту В. Стасова
В силу того, что большая часть домонгольского зодчества была представлена церквями, то они и послужили основой для поисков русского стиля. Несмотря на интерес к византийскому стилю и культуре, который поддерживал и сам Император, поиск распространяется далеко за обозначенные пределы русско-византийских отношений.