Биография Тоёо Ито
Один из самых известных архитекторов Японии – Тоёо Ито родился в столице Кореи, которая в то время была оккупирована Японией, в июне 1941 года. Учиться он отправился в среднюю школу Хибия, затем поступил в университет в Токио, где учился на архитектора. При этом архитектура сама по себе его еще не привлекала, на проходной бал на эту специальность был ниже, чем на остальные факультеты. В юности Тоёо мечтал стать бейсболистом, но одна встреча изменила его решение. Он познакомился в Ёсинобу Асихара, который к тому моменту был известным архитектором. После университета Ито работал архитектором в дизайнерском бюро. Свою фирму Тоёо основал в 1971 году, первые годы он выполнял в основном небольшие заказы для друзей и знакомых. Слава к нему пришла не сразу, его минималистический поход в архитектуре и умением найти эстетику в самых простых решениях постепенно стали интересовать все больше людей.
Тоёо Ито в своих трудах размышлял об образах городской архитектуры будущего, о соединении в одном объекте трех миров:
- физического;
- реального;
- виртуального.
В целом его стиль относится к постмодернизму, метаболизму и концептуальной архитектуре.
Мировая известность к Тоёо Ито пришла в 21 веке, когда он получил Притцкеровскую премию, а затем стал обладателем золотой медали Мау и ордена Восходящего солнца. С 2022 года Ито является членом Японской академии искусств. Самая престижная для архитектора премия была присуждена Ито за оригинальные конструкционные и функциональные проекты, хотя по мнению многих этой награды его можно было удостоить и намного раньше.
Рисунок 1. Тоёо Ито, японский архитектор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Творчество Тоёо Ито
Творческий путь Ито исчисляется десятилетиями и можно назвать его незаурядным, нетипичным. В Японии принято долгие годы накапливать опыт перед открытием своего дела, Ито же ушел в «свободное плавание» уже через три года после института.
Его представления об архитектуре во многом изменились после работы над восстановлением Фукусимы. Вместе с жителями, потерявшими все за один день, он искал новые возможности для восстановления разрушенного.
Рисунок 2. Тойо Ито, архитектура городского музея Яцусиро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В своих работах он часто обращается в традиционным элементам любого японского дома, так появляются комнаты с земляным полом, галерея вокруг дома. В своем проекте «Дом для всех» для Фукусимы он стремился создать место, в котором можно восстановить силы и вновь обрести себя перед масштабной работой. Компактность зданий способствовала сближению людей, оказавшихся в тяжелом положении.
Перечислим самые известные работы Тоёо Ито:
- 1986 год, башня ветров в Ёкояма;
- 1991 год, проект городского музея Яцусиро;
- 1994 год, проект детского садика во Франкфурте-на Майне;
- 2001год, проект медиатеки в Сандее;
- 2002 год, проект павильона галереи Серпентейн для Гайд-Парка в Лондоне;
- 2004 год, проект Тодс для Токио.
Самым известным проектом Ито считается медиатека Сандей, объект в котором стерты границы между обществом и знаниями. Медиатека представляет собой одновременно и библиотеку, и культурный центр, и галерею. В ней нашлось место для театра, кафе и магазина. Пользователь попадает в огромное пространство, для которого здание служит лишь внешней оболочкой.
Удерживается вся конструкция на 13 колоннах, пять из которых постоянного сечения, а остальные меняют направление и диаметр. Эти колонны как будто прорастают через все здание, удерживая на себе все этажи.
Сам архитектор в своем проекте предусмотрел множество незаполненных пространств, которые сообщество могло адаптировать под свои цели и задачи. По признаниям Ито он вдохновлялся проектом Дом-Ино Ле Корбюзье и павильоном Людвига Миса Ван дер Рое.
Тоёо Ито также проявил себя как талантливый педагог, в частности он был учителем Кадзуё Сэдзима. Она также является обладателем Притцкеровской премии и стала первой женщиной, которая заняла должность руководителя венецианского архитектурного биеннале.
Признание к Тоёо Ито пришло после 44 лет практики, и, наверное, это не самое главное, свои следующие гениальные проекты он создал бы из Притцкеровской премии, но сам факт номинации и победы еще раз подчеркивает талантливость японского архитектора и его верность собственным убеждениям.