Театральные здания
Театры ведут свою история с 6 века до нашей эры, то есть как тип зданийони существуют уже более 2,5 тысяч лет. За это продолжительное время театры посетили миллиарды людей и сегодня это одни из самых востребованных учреждений искусства. Магия театра, его особое пространство, которое притягивает зрителя, в каждом веке создавались по-разному.
Здания театров всегда обладали собственной харизмой, они становились оболочкой для происходящего внутри творческого процесса, для многочасовой работы, для новых открытий, дебютов, прогонов и сцен.
Здание театра всегда можно легко отличить от прочих сооружений городской застройки, потому что оно обладает рядом характерных черт:
- перед зданием, как правило, находится небольшая площадь, которая служит «накопителем», где собираются зрители в ожидании спектакля;
- здание театра имеет своеобразную архитектуру, многие театры работают не одну сотню лет и располагаются в исторических зданиях, которые были выполнены в стиле классицизма, барокко или рококо. Эти здания сами по себе являются городскими достопримечательностями;
- театр в принципе не может разместиться в обычном здании, для него не подойдут и общественное здание с мелкими ячейками или даже концертный зал, хоть он и схож по типологии. Здание театра изначально проектируется под определенный вид деятельности, в нем должна быть сцена, гримерные, репетиционные, технические помещения, партер, бельэтаж, ложи, оркестровая яма и многое другое.
Театральные здания вслед за прогрессом меняются, несмотря на то, что снаружи здание может оставаться прежним, но меняется его наполнение, инженерные системы, устройство сцены, ее возможности, осветительные приборы, звуковая аппаратура и многое другое. Сегодня сложно себе представить, что два века назад во время антракта в театрах меняли свечи, потому что они были единственным источником освещения в вечернее время.
Бельэтаж – это название второго яруса в зрительном заде, он расположен выше бенуара.
Театральные здания во Франции XVII-XVIII веков
18 век во Франции характеризуется тем, что в этот период наступает расцвет эпохи французского Просвещения. Резко обостряются социальные противоречия, открытая буржуазная оппозиция абсолютизму выступает против внешней политики правительства. В стране зарождается предреволюционная ситуация.
На фоне обострения классовых противоречий театральное искусство обращается к зрителю в антифеодальном духе, способствую свержению абсолютизма. Третье сословие объединяется против феодально-дворянского государства.
Первые годы 18 века в театрах продолжают идти спектакли из старого репертуара, но постепенно они вытесняются новым жанром, мещанской драмой по мотивам произведений Дидро, Седена и Марсъе. В таких произведениях критике подвергаются пороки дворянского общества, им противопоставляются идеалы третьего сословия.
Интересен также такой эпизод в развитии театра как «Бульварный жанр», эти театры располагались на бульварах, которые были разбиты на месте прежних крепостных укреплений. Первые бульварные театры построили в середине 18 века на средства ярморочных антрепренеров на бульваре Тампль.
В них ставились:
- марионеточные спектакли;
- пантомимы и парады;
- буффонные комедии;
- арлекинады;
- водевили;
- выступления дрессированных животных и т. п.
Рисунок 1. Бульварный театр в Париже. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Бульварные театры стали распространенным явлением, они возводились на бульварах Бон-Нувель, Монмартр, Бомарше, Сен-Мартен, их охотно посещала городская публика.
При этом в театрах были запрещены музыкальные спектакли, которые воспринимались как конкуренты Королевской академии музыки. Единственным исключением был театр Амбигю Комик, где шли пьесы разных жанров.
Таким образом в 17-18 века на бульварах Парижа появилось большое количество новых театров, они пользовались спросом и оказывали значительное влияние на публику, высмеивая существовавшие в обществе противоречия.