Архитектура как вид искусства является одним из самых ценных и охраняемых элементов культуры современного общества. Мы можем классифицировать архитектурные объекты по разным критериям, обращая внимание на стиль, авторство, эпоху, объемно-планировочные, инженерные или технически решения. В этой статье мы уделим внимание свету и цвету, которые активно используются в архитектуре.
Цвет в архитектуре
Изучая историю архитектуры разных стран, исследователи всегда обращают внимание на символику цвета в архитектуре и причины использования тех или иных цветов. Зачастую, традиции, сложившиеся много веков назад, продолжают существовать и в современности, оставляя потомкам возможность строить догадки об истинных причинах выбора тех или иных цветовых решений. И, если сегодня в руках архитекторов находится практически бесконечная цветовая палитра, ограниченная лишь требованиями заказчика, то традиционные цвета были продиктованы главным образом практичными соображениями, наличием соответствующих материалов (дерево, известь, камыш, песок, глина), которые и задавали цветовую гамму сооружений.
Разным странам, городам свойственны свои традиционные цветовые решения, к примеру:
- красным цветом выкрашены телефонные будки, автобусы и почтовые ящики на улицах Лондона;
- белые двухэтажные жилые дома с синими и голубыми ставнями, украшают улочки на острове Санторини;
- серый цвет ассоциируется с панельными домами, введенными в эксплуатацию в советское время;
- черный цвет свойственен готической архитектуре Чехии.
Составляя цветовую палитру для будущего здания, архитектор обращает внимание не только на сочетание цветов между собой, но и на палитру всей улицы, природы местности, на ее контекст. Использование цвета в архитектуре не означает, что в результате мы увидим яркие многокрасочные, концептуальные решения, цвет является лишь одним из инструментов, и он должен отвечать всей концепции проекта, соответствовать всему облику проектируемого здания.
Пожалуй, сегодня мы можем найти здание любого цвета, не архитектурных цветов практически уже не осталось. Мы можем выделить лишь более употребляемые нейтральные цвета, к которым относятся белый, бежевый, серый, желтый, песчаный, кофейный, кирпичный, и менее употребляемые цвета, к примеру: красный, фиолетовый, зеленый, черный.
При разработке дизайна и городского кода цвету уделяется особое внимание, подобный анализ позволяет точно оценить гармоничные сочетания и выработать универсальный стиль.
Свет в архитектуре
Как говорил Ле Корбюзье: «Важнейшими материалами для архитектора являются солнце (свет), бетон, металл, стекло, дерево, трава и т. д». Великий архитектор прошлого века отводил свету главенствующее положение в этой иерархии, поскольку именно свет влияет на наше восприятие того или иного архитектурного объекта. При проектировании важно и учитывать характеристики света для конкретного места, в котором располагается проектируемый объект и грамотно использовать возможности искусственного освещения для того, чтобы подчеркнуть красоту здания.
К искусственному освещению относятся:
- акцентная или локальная подсветка фасада, которая преображает здание в вечерние часы, позволяет выделить его главные элементы;
- общее освещение, которое отвечает за весь образ целиком, за целостность его восприятия зрителем;
- художественная подсветка применяется для создания живописных и нетрадиционных эффектов, создает оптическую иллюзию или использует фасад здания как сцену, на которой разыгрывается целый спектакль;
- подсветка контура используется для выделения определённых линий, ее могут располагать на тягах, карнизах, парапетах, цоколях, лестницах, окнах.
Акцентная подсветка - это подсветка, которая привлекает внимание к определённому месту за счет дополнительного освещения.
Безусловно использование света позволяет не просто выделить объект, а приковать к нему все внимание, это очень мощный инструмент, поэтому использоваться он должен с умом. Создание иллюминационного яркого фасада должно быть уместно для конкретных условий размещения объекта. Также созданная иллюминация не должна доставлять дискомфорта жителям ближайших домов. Если решается вопрос об установке дополнительного освещения на памятник архитектуры, то работы по его установке должны быть соответствующим образом согласованы и не должны нанести урон особо ценным и охраняемым частям здания.
Рисунок 1. Пример акцентной подсветки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Цвет и свет в умелых руках профессионала могут создать неповторимый образ здания, сделать его уникальным и неповторимым. Но из-за активной роли этих инструментов их применение стоит тщательно взвешивать. Точный подбор цветов для фасадов, проверка выкрасов в разном освещении, анализ освещенности места, характеристик света требует времени, но эти затраты окупятся восхищенными взглядами прохожих.