Ни один городи или населенный пункт не может обойтись без транспортных сооружений, эти элементы являются важными частями инфраструктуры.
Архитектура транспортных сооружений
Прибыв в город в поезде, на автобусе либо самолете мы первым делом оказываемся в здании вокзала и по его облику начинаем выстраивать свое представление о том месте, в которое прибыли.
Рисунок 1. Вокзал в Иркутске Автор24 — интернет-биржа студенческих работ.
Транспортные сооружения крайне важны, они с одной стороны являются частью ежедневных поездок горожан и гостей города, то есть выполняют утилитарную функцию, а с другой стороны, по их облику, архитектуре и внешнему виду судят о городе в целом, его статусе и возможностях.
К числу основных видов транспортных сооружений относятся:
- вокзалы, аэровокзалы, которые принимают огромные пассажирские и грузовые потоки ежедневно и круглосуточно;
- автостоянки и гаражи, которые используются для временного размещения, хранения транспортных средств;
- малые транспортные сооружения, устраиваемые на горных дорогах
- мосты и виадуки, необходимые для организации бесперебойного движения;
- метрополитены, по которым осуществляется движение подземного транспорта;
- тоннели, устраиваемые в горных массивах;
- паромные и ледовые переправы;
- водопропускные трубы и лотки;
- эстакады, которые устраивают при пересечении двух и более магистралей.
Каждый вид транспортного сооружения имеет свои особенности и отличительные черты, которые стоит учитывать при проектировании. Независимо от утилитарного назначения транспортных сооружений они являются полноправными участниками городской застройки, поэтому должны иметь достойный внешний вид. И если стоянки и парковки можно спрятать, разместив под землей, то вокзалы и аэровокзалы всегда находятся на виду, а потому должны отличаться лаконичной и современной архитектурой. Сегодня можно найти множество проектов вокзалов, которые позволяют сформировать новый имидж города.
Строительные конструкции транспортных сооружений
При строительстве транспортных сооружений применяются различные конструкции, позволяющие справиться с интенсивными нагрузками, которые приходятся на эти объекты. Чаще всего используют железобетонные конструкции, которые отличают долговечность, надежность, экономичность.
Во многих случаях целесообразно использование большепролетных конструкций для покрытий транспортных зданий и сооружений, это могут быть:
- фермы, арки, рамы и балки;
- пространственные перекрестно-стержневые и перекрестно-ребристые конструкции;
- покрытия с жесткими оболочками и складками:
- висячие покрытия.
Транспортные сооружения могут быть как надземные (вокзалы, гаражи), так и подземные (метрополитен). В каждом случае должна учитываться специфика поступающего и исходящего транспортного потока. При проектировании всегда стараются избегать мест пересечения разных потоков (транспортных, грузовых, пассажирских и других), чтобы не затруднять движение. При разработке плана или модели нужно учитывать, как будут двигаться потоки и организовать движение самым удобным способом.
Рисунок 2. Мост в Тбилиси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Создание надежной транспортной сети начинается с анализа исходных данных. На основании особенностей местности, дорожной карты развития конкретной локации, городской территории или сельского населенного пункта можно составить концепцию улично-дорожной сети и описать все транспортные сооружения, которые будут являться связующими элементами.
Как показывает практика, невозможно предугадать, как будут развиваться события, и каким будет мир через 20–30 лет. Но при этом решения, которые принимаются, сегодня должны будут отвечать требованиям и этого времени.
От транспортных сооружений во многом зависит жизнь населенного пункта. От стабильности работы каждого из элементов зависят скорость прибытия медицинской помощи, поставки материалов на предприятия, своевременное прибытие на работу сотрудников, прогнозирование ситуации на дорогах и создание безопасных условий для перемещения. Стоит помнить о системном подходе при проектировании транспортных сооружений, поскольку каждое из них является частью одной или нескольких систем.