Развитие архитектуры и строительства тесно связано с достижениями в области промышленности и техническим прогрессом. С этой точки зрения достижения 19 века оказали большое влияние на современное состояние всей отрасли, заложив основы формирования машиностроения, материальной базы и логистики.
Строительная техника второй половины XIX века
Век прогресса стал революционным и с точки зрения развития строительной техники. Доля ручного физического труда на строительных площадках всегда была основной, для переноса тяжелых грузов и поднятия тяжестей использовались лошади, но большая часть работы выполнялась людьми. Замена мускульной силы на гидравлические и паровые краны происходила в течение 18-19 веков, по мере совершенствования паровых установок они стали все чаще внедряться в промышленность. Первый строительный кран появится только в 1905 году, но уже делаются первые успехи и в этом направлении. Бурный рост переживает и железнодорожное строительство, прокладываются тоннели и устраиваются гидротехнические сооружения, требующие активного участия техники. Первая механизация была связана с железнодорожным строительством, используются паровые экскаваторы и копры, бетономешалки.
Основными направлениями развития строительной отрасли были:
- промышленное строительство – устройство фабрик у плотин, возведение огнестойких стен, высоких трубы, безопасных помещений для размещения техники;
- транспортное строительство - возводятся маяки и каналы, появляются большепролетные мосты длиной более 200 метров;
- совершенствование строительных материалов для нужд архитектуры – проводятся эксперименты с составом, добавками и эксплуатационными свойствами. Активно используют чугун, он обладает высокой прочностью на сжатие по сравнению с другими материалами, что позволяет применять его как конструкционный материал;
- трансформация форм конструкций и самих зданий – развивается стержневая система, появляются висячие мосты.
Стержневая система – это конструкция, состоящая из стержней, соединенных друг с другом в узлах.
Рисунок 1. Хрустальный дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура второй половины XIX века
Промышленный переворот стал главным событием конца 18 - начала 19 века, в результате ручной труд во многих отраслях был заменен машинным производством. Заводское оборудование и механизмы требовали новых производственных площадей, и появилась потребность в зданиях фабрик и заводов. В этот момент были заложены основы промышленной архитектуры, она должна была быть функциональной, экономичной и быстро возводимой. Эстетика в списке требований стояла на последних позициях. В это время активно наращивается выпуск чугуна и стали, что позволяет использовать их при строительстве. Для перекрытия стали использовать более прочные металлические балки, заменив ими деревянные перекрытия. Новый материал позволял увеличить пролет, что было необходимо в мостостроении. В Колдбрукдейле сохранился один из первых чугунных мостов, построенных в начале 19 века.
Развитие капитализма в странах Европы послужило причиной появления таких зданий как:
- универмаги;
- пассажи;
- банки.
Все они требовали хорошей освещенности и больших площадей. Легкие металлические конструкции позволяли создавать прочные каркасы, полностью отвечающие требованиям нового времени. В архитектуре все еще сильно влияние традиций и зодчим сложно отказаться от привычных шаблонов мышлений и приемов, но уже появляются крупные здания открыто использующие металлические конструкции, это и читальный зал Британского музея, и национальная библиотека Парижа, и библиотека святой Женевьевы. Одним из самых значимых объектов становится Эйфелева башня, ее высота 300 метров казалась недостижимой еще несколько десятилетий назад.
Эйфелева башня была признана достоянием Парижа лишь в 1964 году, хотя построена была в 1889 году, споры о ее эстетике, необходимости, облике не утихали долгое время.
В двадцатом веке те направления, которые начали развиваться с середины 19 века лишь усилились. За счет новых разработок были найдены способы оптимизации и увеличения мощности различных механизмов.