Строгановское барокко
Строгановское барокко – это стилевое направление русской архитектуры периода с конца XVII по начало XVIII века. Свое название стиль получил по имени промышленника Григория Дмитриевича Строганова, поскольку все здания в стиле строгановского барокко были выполнены именно по его заказу.
Основным отличием от радикальных памятников архитектуры в стиле московского барокко строгановский стиль отличает сохранение традиционного пятиглавого силуэта. Этот силуэт, как правило, оформлялся барочным декором из камня или штукатурки. В этой связи некоторые специалисты склонны считать, что строгановский стиль можно причислять к московскому барокко.
Одной из ключевых особенностей строгановского стиля является преувеличение значений декоративных пятен и некоторых форм. При этом, как уже отмечалось выше, необходимо было максимально сохранить такие особенности, как пятиглавое очертание, классический ордер и сложное разнообразие пышного декора.
В декоративном убранстве своих церквей Строганов заимствовал стиль украшений, который был применен при строительстве храма Николая Чудотворца в конце XVII века. Данный храм не сохранился до наших дней, он был разрушен в 1933 году.
Наиболее известными сооружениями в строгановском стиле являются:
- Введенский монастырь в Сольвычегодске;
- Рождественская церковь в Нижнем Новгороде;
- Иоанно-Предтеченская церковь Троице-Сергиевой лавры;
- Смоленская церковь в Гордеевке.
Введенский монастырь в Сольвычегодске
Данный мужской монастырь не функционирует по своему основному назначению, однако, относится к Котласской епархии Русской православной церкви. Располагается Введенский монастырь в городе Сольвычегодске Архангельской области.
Монастырь был основан в 1565 году на берегу небольшой реки Усолки. В этом же году было установлено деревянное ограждение. Сыновья Строганова – Яков, Семен и Григорий распорядились о возведении в 1565 – 1570 гг. в монастыре деревянного собора во имя Введения Богоматери во храм. Данный собор был освящен в 1570 году.
Рисунок 1. Введенский монастырь в Сольвычегодске. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Григорий Дмитриевич Строганов создал несколько церковных хоров из крепостных крестьян, которые могли петь в монастыре. В 1688 году в монастыре произошел пожар и вместо деревянного собора было решено построить новый, каменный. Новое сооружение было завершено в 1693 году, а освящено гораздо позднее – в 1712-м году. Специалисты считают этот каменный храм первым сооружением в стиле строгановского барокко.
Семиярусный резной иконостас был изготовлен в 1693 году московскими резчиками под руководством Григория Иванова. Иконописцем был Степан Нарыков, проходивший обучение за границей и перенявший там технику письма.
В конце XVII века монастырь снова сильно пострадал при пожаре, однако его сразу восстановили.
Рядом с Введенским собором долгое время располагалась высокая колокольня, не дошедшая до наших дней. Между ней и храмом находились захоронения нескольких почитаемых юродивых. Монастырь был огражден каменным забором, который также не дошел до наших дней.
Введенский монастырь был упразднен сразу после революции. Ограда и колокольня были разрушены именно в этот период. Архимандрит монастыря Феодосий был расстрелян в Николаевском монастыре.
Рождественская церковь в Нижнем Новгороде
Церковь собора Пресвятой Богородицы, более известная как Рождественская, – это действующая православная церковь, расположенная в Нижнем Новгороде. Церковь была построена на средства Григория Дмитриевича Строганова в 1696 – 1719 гг. Имеет статус памятника архитектуры федерального значения.
Как уже отмечалось выше, возведение церкви началось в 1696 году. В 1722 году церковь была закрыта Петром I. Причина закрытия документально не была зафиксирована, однако, по устному преданию, император увидел в церкви иконы, написанные придворным мастером Караваком для столичного Петропавловского собора, что и послужило впоследствии причиной закрытия храма.
Рисунок 2. Рождественская церковь в Нижнем Новгороде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Службы возобновились только через два года после смерти Петра, в 1727 году. В 1807 – 1812 гг. Александр Сергеевич Строганов провел реставрацию храма. В 1820 – 1823 гг. архитекторы А. А. Бетанкур и И. Е. Ефимов занимались возведением под церковью стенки-крепиды из кирпича. Ранее стоящую обособленно колокольню соединили с папертью при помощи крытого перехода. В 1870 – 1880 гг. по проекту архитекторов Л.В. Даля и Р.Я. Килевейна Рождественская церковь была вновь отреставрирована.
В 1860-е годы был зафиксирован увеличивающийся крен здания колокольни. За 20 лет она отошла на 1,2 метра. В 1887 году была проведена реконструкция: верхние ярусы сооружения были разобраны и собраны заново.
В XIX веке была разрушена стоящая неподалеку Рождественская церковь, от которой получила название улица. С тех пор Строгановская церковь переняла это название.
В начале XX столетия была проведена большая реставрация церкви внутри и снаружи. В советское время правительством было принято решение о сносе церкви, однако, настоятелю храма отцу Сергию удалось отстоять храм. В конечном итоге здесь разместили городской музей истории религии и атеизма.
Рождественская церковь двухъярусная. Она состоит из трехапсидного алтаря, молельного зала и бесстолпной трапезной. Изначально здание должно было совмещать в себе летний и зимний храм. Однако с самого начала богослужения стали проводить только во втором ярусе церкви.
Церковь имеет пять глав, ориентированных по сторонам света. Известно, что первоначально эти главы были зелеными (таковыми они были изображены на картине И. Шишкина). В конце XIX века они были окрашены аналогично главам Храма Василия Блаженного в Москве.