Сущность вардарского стиля
Под вардарским стилем понимается средневековый архитектурный стиль, получивший широкое распространение в таких странах, как:
- Сербия;
- Черногория;
- Косово;
- Македония;
- Болгария.
Следует заметить, что вардарский стиль также называют сербско-византийским или македонским архитектурным стилем.
Считается, что данный стиль появился под влиянием византийской архитектуры, но в отличии от нее он является более аскетичным. Название «вардарский стиль» происходит от реки Вардар. Эпоха вардарского стиля началась со строительства церкви святого Никиты в Скопье и церкви Богородицы Левишки в городе Призрен. Расцвет архитектурного стиля в Сербии пришелся на XIII и XIV века.
Из особенностей вардарского стиля можно выделить крестообразное основание храмов в плане. Такие постройки, как правило, имели один купол. Значительное реже строились пятикупольные храмы. Стены выполнялись в византийском стиле, их выкладывали из желтого, красного и серого кирпича таким образом, чтобы получался узор. С внутренней стороны поверхность отделывалась фресками.
Сооружения в вардарском стиле перестали строить в последней четверти XIV века, его сменила более современная моравская архитектура.
Детали сербской архитектуры
Архитектура Сербии имеет общие корни с болгарской архитектурой. Стилевые направления вышеописанного временного промежутка имели отличия как от столичной, так и от провинциальной архитектуры эпохи Палеологов.
Данная архитектура прежде всего характеризовалась детально разработанной орнаментацией наружных стен. Эти узоры производили впечатление большой пестроты и яркости, они напоминали крестьянские одеяния, в которых чередование красного и белого цвета играло большую роль. Считается, что подобная орнаментация восходит к сооружениям проторенессанса XII века в Тоскане. Здесь также наружные несущие конструкции украшались сплошной мраморной инкрустацией. Что касается сербских индивидуальностей, то здесь данная инкрустация перерабатывается совершенно иначе, на основе смешанной кирпичной и каменной кладки.
Рисунок 1. Монастырь в Грачанице. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенно яркие образцы сербской и болгарской архитектуры относятся к XIII веку. Вообще, в Сербии к XIV веку на византийской основе вырабатываются новые композиционные особенности фасадов храмов, которые напоминают внешний облик Софии в Киеве XI века. Наиболее показательным примером является церковь в Грачанице.
Монастырь в Грачанице
Монастырь в Грачанице располагается в автономной области Косово, близ города Приштина. Он посвящен Успению Пресвятой Богородицы и в 2006 году включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Религиозная постройка была основана королем Стефаном Милутином в 1315 году на основе разрушенной ранее церкви XIII века. Бывшая церковь также была построена на фундаменте раннехристианской трехнефной базилики VI века. Известно, что церковная башня и притвор были пристроены несколько десятилетий спустя, в том числе для защиты фресок на западном фасаде. Нартекс был сильно поврежден турецкими войсками в период с 1379 по 1383 годы, но сего сразу же восстановили. Впоследствии монастырь был еще раз разграблен османами после битвы на Косовом поле в 1389 году.
Примечательно, что в эпоху турецкого владычества Грачаница получила статус важнейшего культурного центра.
Во времена Великой Турецкой войны монастырь в Грачанице снова был разграблен турецкими войсками. Таким образом турки пытались отомстить сербам за поддержку христианской стороны в военных столкновениях. Османы захватили сокровища, хранящиеся в церкви, сняли крест и напольные плиты.
Рисунок 2. Монастырь Студеница. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Монастырь известен во всем мире своими уникальными фресками. В XIV веке здесь были созданы литургические сцены и «Страсти Христовы». Фрески внешнего притвора были написаны позднее – в 1570 году. Ризница церкви хранит несколько сербских икон и рукописей, датированных XIV – XVI веками.
Развитие сербской архитектуры
История сербской архитектуры весьма богата и разнообразна. Если говорить о ней в широком смысле, то она имеет в своей основе множество европейских стилей, а также сербо-византийский или вардарский стиль.
Развитию народной архитектуры способствовала насыщенная история этой страны. В этой связи отмечается значительное разнообразие региональных архитектурных стилей. Каждый регион Сербии имеет в некоторой степени индивидуальную архитектуру.
Первые храмовые сооружения строились из древесины и располагались, как правило, в бедных регионах, где местное население не могло себе позволить каменный каркас.
В современной прессе часто упоминается монастырь Студеница, основанный Стефаном Неманья. Этот объект был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Данный монастырь, как и церковь в Грачанице, знаменит своими фресками, выполненными в византийской стилистике. Религиозное сооружение примечательно еще и тем, что оно послужило примером для более поздних построек, например, монастыря в Милешеве.
Если говорить о более позднем этапе сербской религиозной архитектуры, то здесь также видно влияние вардарского стиля. В начале XVII века множество христианских церквей было построено с оглядкой на западноевропейские барочные церкви, однако, не без собственной интерпретации.
Многие специалисты находят в сербской архитектуре общие черты с австрийскими церквями. В XVII веке во внешней отделке сербских церквей появляется такая деталь, как лаковое покрытие. Он заменяет облицовочный кирпич и каменные рельефы. Церкви этого периода имеют прямоугольную форму в плане. Как правило, главный купол (как и в вардарской архитектуре) располагается в центре. Если церковь многокупольная – меньшие купола окружают главный по периметру. Во внутреннем декоре, как и несколькими столетиями ранее, используются фрески, на них по-прежнему изображаются различные библейские сцены и облики святых.