История возникновения Регентства
В 1715 году после кончины короля Людовика XIV на престол вступает его правнук – пятилетний Людовик XV. В силу своего маленького возраста и болезненного состояния этот король практически никогда не правил Францией самостоятельно. Даже когда в 1726 году он публично объявил, что берет бразды правления в свои руки, реальная власть продолжала оставаться у кардиналов. Известно, что первые 8 лет коронации Людовика страной правил Филипп Орлеанский. Именно эти 8 лет французской истории искусства и архитектуры и принято называть эпохой Регентства.
Рисунок 1. Королевский павильон в Брайтоне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что же касается Великобритании, то в 1811 году страной стал править принц-регент, сын Георга III. После смерти отца в 1820 году он стал полноправным королем Георгом IV и правил до 1830 года. Стиль этого периода впоследствии также получил название стиль Регентства или английский ампир. Данное архитектурное направление возникло на основе неоклассицизма XVIII века, с учетом того, что многие элементы здесь заимствуются из египетского, китайского и мавританского искусства. В данном стиле удивительным образом находят сочетание сдержанные формы классицизма и чрезмерная фантазия.
Архитектура Джона Нэша
Наиболее выдающейся постройкой эпохи Регентства называют Королевский павильон в Брайтоне, проект которого был составлен с целью удовлетворения причуд принца-регента. Архитектором проекта был Джон Нэш (1752 – 1835). Фасад здания был решен в восточном стиле, огромные луковичные купола здания здесь доминируют над дворцовыми постройками и придают им оттенок мавританского стиля. Что касается внутреннего убранства дворца, то здесь зрителя может приветствовать бесконечное количество причудливо отделанных комнат. Новшеством того времени являлись люстры с газовым освещением. Павильон в Брайтоне превращается в образец декоративного стиля эпохи Регентства благодаря:
- китайским обоям;
- мебели из бамбука;
- изысканным драпировкам;
- коврам в зеленых и розовых тонах.
Более классическим вариантом стиля Регентства можно назвать дома ленточной застройки, заимствованные из образцов греческой архитектуры. Их формы были весьма простыми, дома имели гладкие белые стены и греческие элементы внешнего декорирования. Домами, типичными для монументального стиля Нэша можно назвать здания, образующие полумесяц в плане, например, Парк-Креснт (1812) у входа в Риджентс-парк, или массивные арки и ионические колонны Камберленд-Террас (1827) в Лондоне.
Для сооружений, возводимых в эпоху Регентства в Лондоне и других европейских городах, характерны металлические ограждения, навесы над крыльцом, эркеры, а также белые оштукатуренные стены. Подобные постройки, как правило, были предназначены для сдачи в аренду или продажи.
Стоит отметить, что жильцы в этот период обычно отделывали свои комнаты преимущественно в георгианском стиле.
Архитектура Джона Соуна
Весьма интересным архитектором эпохи Регентства называют сэра Джона Соуна (1753-1837). Иногда этот архитектор работал в сложном, перегруженном деталями стиле, а иногда – в сдержанном, почти модернистском. На сегодняшний день созданные им формы лондонского Английского Банка (1788 – 1823) подверглись реконструкции или были вовсе уничтожены. Из источников, оставивших напоминания о внешнем виде данного сооружения уцелели лишь рисунки и фотографии. Примечательно, что внутренняя отделка данного сооружения была достаточно простой, а арки, купола с фонарями и барабаны с окнами создавали сложное внутреннее пространство.
Стоит упомянуть Старый Офис дивидендов – Старый Колониальный (его еще называли «Пятицентовый») офис, Консольный офис и большая центральная ротонда представляли собой большие залы для публики, просторные и художественные.
Дом №13, располагающийся на Линкольн-Инн-Филдс в Лондоне (1812-1832), некогда принадлежащий Соуну, являлся для него своеобразной лабораторией, на которой он ставил свои архитектурные эксперименты. Помимо прочего здесь располагалась огромная коллекция различных произведений искусства и архитектурных фрагментов. Сегодня в данном здании располагается музей. В комнате для завтраков был предусмотрен плоский купол, освещаемый с помощью потайных оконных проемов, располагающихся в верхней его части. У зрителя создается впечатление, что купол висит в воздухе.
Рисунок 2. Лондонский Английский Банк. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Круглые зеркала внутри помещений создают интересное впечатление прозрачности и освещенности. Галерея в помещении, имеющем высоту в три яруса, может похвастаться прекрасной коллекцией самых разнообразных предметов. Соун комбинировал античные идеи архитектуры с фантастическими тюремными интерьерами с гравюр Пиранези и с творчеством французских архитекторов Клода Никола Леду и Этьена Луи Булле. Это сделало его представителем одного из ведущих направлений, предшествовавших эклектике конца XIX века.
Королевский Павильон
Первое здание вышеупомянутого Павильона было построено в 1787 году архитектором Генри Холландом. Впоследствии данное здание неоднократно расширялось и перестраивалось. В период с 1815 по 1822 годы Джон Нэш занимается проектом полной реконструкции дворца и придает ему экзотический индо-сарацинский внешний вид. Внутреннее пространство здания было также выдержано в восточном стиле, здесь были скомбинированы многие восточные мотивы.
На фоне чопорных построек Брайтона, особенно на георгианских и викторианских сооружений, дворец выглядит чрезвычайно экзотично.
Известно, что после смерти Георга IV король Вильгельм IV также останавливался в Павильоне во время своих многочисленных визитов в Брайтон. Его преемница Виктория не любила Брайтон, и в этой связи выбрала в качестве своей летней резиденции остров Вайт. Позднее Королевский Павильон выкупил город, здесь стали проводиться различные торжественные мероприятия и собрания. Во время Второй мировой войны в Королевском Павильоне был размещен госпиталь.