Сущность стиля Адама
Это архитектурное направление нередко называют «Адамовым стилем», «Адамеском» или «Стилем братьев Адамов»
Стиль Адама является неоклассическим стилем дизайна интерьера и архитектуры. Он появился в XVIII веке в результате творчества трех братьев из Шотландии:
- Роберта Адама (1728-1792);
- Джеймса Адама (1732 – 1794);
- Джона Адама (1721 – 1792).
Примечательно, что стиль братьев Адамов является первым интегрированным архитектурным стилем. Это означает, что архитекторы настаивали на единой концепции стиля в дизайне и архитектуре. Каждая деталь в их проектах была частью единой системы. Значительную роль здесь играли орнаменты, поскольку каждый из трех братьев был не только архитектором, но и умелым орнаменталистом. Стены, колонны, мебель и сантехника в интерьерах Адамов составляли единую композицию.
Рисунок 1. Замок Алник. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Известно, что братья-архитекторы занимались проектированием улиц, кварталов и площадей Лондона, они разрабатывали собственные приемы создания архитектурных ансамблей и целостности застройки города. Примечательно, что именно ими была преодолена изолированность объектов, характерная для палладианского стиля в архитектуре. До нашего времени дошло очень мало из созданного братьями Адамами, однако их деятельность внесла большой вклад в развитие английской архитектуры.
В конце 60-х годов XVIII века стиль братьев Адамов широко распространился в строительстве резиденций высшего и среднего класса в Англии, Шотландии и России. В Россию данный архитектурный стиль пришел благодаря шотландцу Чарльзу Камерону, архитектору палладианского стиля. С 1795 года Адамов стиль стал постепенно вытесняться регентской архитектурой и ампиром.
Архитектура Роберта Адама
Роберт Адам считается крупнейшим представителем британского классицизма XVIII века. Именно ему присваивают авторство стиля Адамов – воздушную, непринужденную и легкую интерпретацию раннего этапа классицизма. В такой архитектуре упор делался на изящность дизайна интерьеров и внутреннего декорирования. Надо сказать, что творчество Роберта Адама оказало большое влияние на предпочтения современников в отношении мебели.
Роберт Адам был сыном шотландского архитектора Уильяма Адама, который считался одним из наиболее востребованных архитекторов своего времени. Детство Роберт провел в Эдинбурге, где работал под руководством старшего брата Джона над особняком графа Хоуптоуна. Адам разрабатывал интерьеры, поражавшие современников своей легкостью, они напоминали континентальный вариант рококо на палладианской основе.
В 1754 году, путешествуя по Италии, Адам увлекся изучением древнеримского акведука Пон-дю-Гара и других античных сооружений. Увлечение античными памятниками привело Роберта Адама в Далмацию, где он осматривал руины дворца Диолектиана. Адам составил подробный план данного сооружения. Впоследствии на родине он выпустил развернутое текстовое описание данного памятника.
Как уже отмечалось выше, из произведений Роберта Адама до наших дней дошло сравнительно немногое. В первую очередь следует упомянуть Кедлстон-холл, располагающийся в окрестностях города Дерби. Этот частный дом отличается своими триумфальными арками, напоминающими арки античных сооружений.
Примечательно, что братья Адамы за счет своих средств построили в Лондоне классический квартал Адельфи (до нашего времени он не дошел, но о его существовании свидетельствует существующий ныне одноименный театр). В столичных сооружениях братьев-архитекторов отмечалось разделение зданий на секции с двух- или трехъярусными квартирами.
В 80-е годы XVIII века популярность братьев Адамов пошла на спад, поскольку многочисленные шотландские архитекторы стали копировать данный стиль. Постепенно в моду стала входить неоготика, которую Роберт Адам применил в оформлении интерьеров средневекового замка Алник.
В последние годы жизни архитектор Роберт Адам работал в Эдинбурге, где успел воплотить ряд монументальных проектов, таких как Реджистер-хаус (огромный купольный зал) и здание Эдинбургского университета.
Роберт Адам умер в марте 1792 года и был похоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Известно, что его архивы были выкуплены архитектором Джоном Соуном и ныне хранятся в его лондонском музее.
Считается, что дуэт Роберта и Джеймса Адамов являлся наиболее востребованным архитектурным тандемом 60-х годов XVIII века в Британии.
Кедлстон-холл
Данный комплекс сооружений называют вершиной британского классицизма и палладианства в целом. Усадьба семьи Керзонов в графстве Дербишир было построено на основе нереализованных чертежей Палладио в 1759 – 1763 годах.
Рисунок 2. Кедлстон-холл. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Известно, что архитектор Роберт Адам первоначально был привлечен для стилизации садовых площадей и павильонов под стиль античных храмов. Он придал интерьерам здания и парковым зонам дух шедевров римской античности.
На сегодняшний день усадьба Кедлстонов находится в ведении государства.
Замок Алник
Этот замок располагается в северной части Англии в графстве Нортумберленд. Он был построен норманном Жильбером де Тессоном, знаменоносцем Вильгельма Завоевателя в XI веке.
На протяжении многих столетий замок оставался центром самых различных событий. Например, на территории замка был расположен штаб, занимающийся сбором войск на борьбу с шотландцами. С середины XVII века в замке перестали жить графы Нортумберлендские, после чего Алник на долгое время пришел в запустение. В 1766 году сэру Хью Смитсону был присвоен титул герцога Нортумберлендского, в этой связи он начал восстановление Алника. Процедура реконструкции завершилась весьма успешно – замок прославился на всю Европу своими роскошными интерьерами. С этого времени герцоги Нортумберлендские продолжали процесс реставрации замка, поэтому с годами его великолепие только преумножалось.