Сущность сицилийского барокко
Сицилийское барокко – форма архитектуры барокко, преобладающая на Сицилии в XVII-XVIII веках. Данный вид барокко включает в себя не только типичные для него криволинейные формы, но и всевозможные разновидности улыбающихся масок.
Считается, что сицилийское барокко появилось после разрушительного землетрясения 1693 года. В результате стихийного бедствия было уничтожено множество городов, поэтому большая часть зданий строилась с нуля. Эти события дали возможность архитекторам воплотить даже самые замысловатые проекты в реальность.
Рисунок 1. Город Ното. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следует отметить, что изначально на острове преобладало типичное для всей Италии барокко, однако, с годами оно начало приобретать новые формы и черты, которые в современности нельзя увидеть в других регионах Италии. В стиле сицилийского барокко строились преимущественно религиозные постройки, дворцы и резиденции местной аристократии.
Среди основных особенностей сицилийского барокко можно выделить:
- применение масок и путти на фасадах (конструктивно эти элементы поддерживают балконы или антаблемент);
- кованые металлические балясины в ограждениях балконов;
- выпуклые или напротив, вогнутые фасады;
- изолированные от главного церковного здания колокольни;
- усложненная конструкция наружных лестниц.
Надо сказать, что все вышеизложенные черты в совокупности не встречаются ни в одном из памятников архитектуры сицилийского барокко. Однако, их сплетение и выборочное применение создает весьма своеобразный стиль.
Мастера сицилийского барокко
Одним из самых важных представителей сицилийского барокко является архитектор Гварино Гварини. Он родился в Модене и провел несколько лет в городе Мессине, где занимался возведением своих самых известных творений – церкви Благовещения и церкви Сан Филиппо Нери (оба были разрушены в результате землетрясения в 1908 году. Известно, что Гварини был весьма разносторонним человеком, помимо архитектуры он занимался философией, служил у герцога Савойского и был аббатом монастыря театинцев. Этот экстравагантный художник стал одним из основоположников сицилийского барокко. Гварини был религиозным человеком и обладал фундаментальными знаниями в математике и геометрии. Он написал несколько трактатов по архитектуре, философии и прочим дисциплинам. Современники называли Гварини вторым после Микеланджело творцом барочного стиля.
Еще один выдающийся архитектор сицилийского барокко – Анджело Италия. Он работал в долине Ното, занимался восстановлением разрушенных после землетрясения городов. Известно, что в 1685 году Анджело Италия приехал в Мессину, чтобы ознакомиться с работами Гварини. Поскольку Италия был одним из учеников Гварини, в своем творчестве он часто вдохновлялся работами своего учителя. Среди основных работ архитектора – Церковь Санта Мария-делла-Неве (1693), а также восстановительные работы менее значимых зданий в Ното и Авола.
Позднее сицилийское барокко
В результате разрушительного землетрясения пострадало 54 города и 300 деревень. Эпицентром подземных толчков являлась долина Ното, в этой связи крупнейшие города этого региона были практически уничтожены. Строительство в разрушенных областях было начато незамедлительно, было решено восстановить утраченные здания в стиле барокко. Так родилась уникальная долина Ното с роскошными городами-жемчужинами. Большинство построек того времени, сохранившихся до наших дней, включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Новые города долины Ното рассматривались как централизованные и культурные центры. Обеспеченные люди выбирали для строительства своих домов наиболее высокие участки с чистым и свежим воздухом. Бедняки строили кирпичные дома в местах, где никто селиться не хотел. Религиозные сооружения строились, как правило, в центральной части города, чтобы до них было удобно добраться. Торговые лавки и магазины занимали длинные улицы, которые брали свое начало от центральных площадей.
Рисунок 2. Сицилийское барокко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом новейшие города становились символическим воплощением власти и богатства. Большинство из поселений того времени имеет прямоугольный генеральный план застройки. Исключением можно назвать лишь город Авола, поскольку в его основе лежит шестиугольная фигура. Известно, что большую часть работ по восстановлению этого города выполнили архитекторы Анджело Италия и Граммикеле. Зодчие пытались создать «идеальный город» эпохи Возрождения.
Большинство архитекторов этого периода сталкивалось с большой сложностью – они вынуждены были восстанавливать разрушенные объекты, а не создавать новые. Это порождало некоторую ограниченность с точки зрения творческой работы. Уцелевшие конструкции зданий, на основе которых было возведено большое количество новых сицилийских объектов, придавали им «тяжеловесность», а некоторые готовые сооружения характеризовались недостатком изящества.
Джованни Батиста Ваккарини был главным архитектором позднего сицилийского барокко. Он родился в Палермо в 1702 году, изучением архитектуры занимался в Риме. В 1730 году архитектор вернулся в Сицилию, где создал невообразимую игру линий и изгибов, которая отличалась большой оригинальностью. Наиболее известными работами Ваккарини является фасад Кафедрального собора и церковь Агаты в Катании.
После 1730 года сицилийское барокко стало приобретать еще более самобытные формы поскольку в это время уже не было необходимости в сжатые сроки восстанавливать разрушенные города. Именно в этот период архитектура освобождается от влияния римского и неаполитанского барокко.
В период позднего сицилийского барокко появляются еще более монументальные лестницы, ведущие к храмам, расположенным на вершинах холмов. Фасады зданий начинают напоминать свадебные торты. Они изгибаются и преломляются, прямые линии практически отсутствуют.