Развитие шведской архитектуры
За последние четыре столетия шведская архитектура впитала в себя элементы различных культур, а также, благодаря национальной политике государства приобрела индивидуальную форму, не схожую ни с одной страной.
Во времена средневековья шведская архитектура не отличалась вычурностью или помпезностью, это подтверждают сохранившиеся до сегодняшних дней дворянские дома. Однако, с начала XVII века всё изменилось. В этот период Швеция начала бороться за позиции международного влияния, что поощряло архитектурные амбиции. Некоторые народные архитектурные формы всё так же имели место и спокойно сосуществовали с новой архитектурой.
Однако, архитектурные композиции весьма властной и гордой страны оставляли желать лучшего. Дворянство в начальный период становления архитектуры Швеции бросило все силы на то, чтобы добиться современности архитектуры. Была создана образовательная программа, позволяющая молодым специалистам отправиться на Запад для обучения классическому искусству.
Рисунок 1. Никодемус Тессин старший. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первые шаги к созданию уникального национального стиля Швеции в XVII веке предпринял архитектор Никодемус Тессин. Он в своем творчестве отказался от полюбившегося всем индивидуализма и попробовал внедрить в градостроительную политику свой собственный архитектурный стиль «Citta ideale».
Он считал, что на момент разработки архитектурных форм этого стиля в европейской архитектуре им попросту не было равных. Тессин позаимствовал от европейского Возрождения его безмятежные формы, он использовал их для проектирования церквей. В архитектуре его благородных домов объединялись французские, голландские и итальянские мотивы. Талант и стремления архитектора были посвящены восхвалению Бога, короля и страны.
Самобытность стилей
Воплощение идей Тессина в архитектуре совпало со становлением в Швеции абсолютной монархии в 80-х годах XVII века. Никодемус Тессин получил профессию архитектора во многом благодаря своему причудливому отцу. Его собственный дом был шедевром архитектуры того времени – он был самым большим сооружением в округе, а его фасад был выложен из драгоценных камней. Тессин продолжал традиции своего отца в архитектуре. В этой связи жизнь и карьера архитектора тесно были связаны с прославлением Швеции.
Из наиболее известных сооружений архитектора можно выделить:
- загородную усадьбу Дротнингхольм;
- Кальмарский собор;
- Андреевский собор в Петербурге.
В момент, когда стокгольмский замок был сожжен, молодому Тессину было поручено запроектировать новый дворец. При проектировании Королевского Дворца архитектор вдохновлялся архитектурными формами Джанлоренцо Бернини (своего учителя). Позднее победоносная Швеция была повержена, а король Чарльз, потеряв армию на территории Украины и России, сбежал от позора в Турцию. В найденной переписке между архитектором и королем, Тессин рассказывал о своих грандиозных планах, о том, что планировал возвести еще множество грандиозных замков и дворцов. Однако, этим планам не суждено было сбыться, поскольку Швеция была уменьшена до 2500 километров. Это разрушило мечты талантливого архитектора.
Рисунок 2. Королевский Дворец в Стокгольме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Надо сказать, что архитектурные амбиции Швеции не угасли, поскольку в эти годы шведские формы распространялись по всей Европе с определенными изменениями. Шведы быстро приспособились к современному миру и интерпретировали классическое наследие как свое собственное.
Шведский рококо
Шведский рококо отличался от оригинального из-за философии и сложного экономического положения, в котором государство находилось долгие годы. Следует принимать во внимание заимствованные иностранные элементы в архитектуре, поскольку рококо хоть и выражал внутренние идеи местных архитекторов, он всё еще оставался чужим стилем. Рококо пришел в Швецию из Франции, однако, за годы его приспособления к местным традициям, у него было время для «продумывания» деталей и превращения в шведский рококо. Случилось так, что парижские принципы в архитектуре сошли на нет, они были заменены на функциональный костюм.
Французский рококо был беспокойным и прихотливым архитектурным стилем, чего нельзя сказать о шведском рококо. Он был скромным и непринужденным. Еще одним фактором видоизменения стиля могло стать то, что шведская традиция использовать древесину в строительстве никуда не делась. Поэтому изменение размаха и выражения рококо на сельское обаяние стало выглядеть естественно.
Требования классического наследия
В классический период архитектуры Швеции архитекторы руководствовались двумя стилями: богатый римский архитектурный стиль и более функциональный «Doric». Первый отличался щедро украшенными интерьерами, мерцающими от золота, второй основывался на принципах рационализма. Получается, что шведские специалисты насильственно «примеряли» древнее средиземноморское наследие на здания скандинавский страны.
Несмотря на холодный скандинавский климат (столица Швеции располагается на 59 градусе северной широты), аристократы любили фантазировать о своих высоких идеалах в условиях отдаленного от солнца государства.
Новые архитектурные стили появились в Швеции в конце XIX века, это было связано с историческими событиями. Новые сооружения были построены в стиле ар-нуво и имели определенные ретроспективные мотивы.
Ар-нуво – архитектурный стиль, основными особенностями которого являются отказ от симметрии, использование естественных «природных» линий, а также применение растительных орнаментов.
В 20-е годы декоративный неоклассицизм начал вытеснять полюбившийся за 4 столетия функционализм. Однако, за несколькими исключениями не стоит забывать о том, что функциональная составляющая в архитектуре Швеции была лишь вопросом эстетики, а не идеологии. В этой связи старый стиль отошел весьма безболезненно.
На сегодняшний день на “Norr Maelarstrand» авеню классические мотивы зданий стали синонимами вкуса образованного среднего класса. Все это привело к тому, что стиль Швеции можно назвать ранним модерном.