Особенности стиля
Данный стиль является своеобразным воплощением национального романтизма, истоками которого является шведская и финская архитектура. В архитектуре русского модерна стиль активно проявляет себя в начале XX столетия в Санкт-Петербурге благодаря активизации экономических отношений России, Швеции и Финляндии, а также одновременно проявлению интереса к русскому народному творчеству, архитектурным творениям русского Севера.
Внешние отличительные признаки северного модерна выражены практически идеальным, искусным сочетанием материалов отделки, выгодным взаимным дополнением искусственных и природных материалов. Архитектурные сооружения внешне выглядят весьма массивно без использования малых декоративных элементов. Фасады подобны северным скалам, либо массивным сооружениям средневековья.
Северный модерн в Финляндии
С конца XIX столетия в финской культуре развивается национальный романтизм, в основе которого - обращение к национальным традициям, фольклору, что в свою очередь привело к формированию и развитию стилистики модерна.
В 1900 году в Париже состоялась Всемирная выставка, благодаря которой авторский проект финского павильона (Э. Сааринен, А. Линдгрен, Г. Гезеллиус) стал воплощением уникальной и необычной финской архитектуры и завоевал международное признание. Проект удачно объединил формы деревянных финских строений, древних церковных сооружений из камня и популярного на то время стиля арт-нуво.
архитекторов «Виттреск». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Мастерская архитекторов «Виттреск». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К 1910 году направление получило свое признание и последующее развитие в Финляндии, о чем свидетельствует ряд строений в различных городах страны, в том числе и Хельсинки. Собственный дом и мастерская архитекторов «Виттреск» (Рис. 1), дом страхового общества «Похьюола», здание Национального музея Финляндии, жилые дома на полуострове Катаянокка, здания вокзалов в Хельсинки являются яркими свидетельствами архитектурной стилистики северного модерна в Финляндии.
Церковь Каллио в Хельсинки, Михайловский собор в Турку, кафедральный собор в Тампере, принадлежащие творению архитектора Ларса Сонка, а вместе с тем и множество коммерческих и жилых сооружений являются примером национального романтизма в Финляндии.
Финский модерн отличает отсутствие насыщенной декоративности и роскоши, присущей эклектике, симметричности и повторяемости классицизма. Стилистика основана на функциональности композиционных решений, динамике объемов с использованием мотивов древней романской и архитектуры народности. Остроконечные башни и крыши с легкостью вписывались в окружающую среду и гармонировали с природой. Дерево и гранит традиционно применялись в строительстве, что только подчеркивало природные истоки стиля.
Особенности стилистики проявляются в оформлении дверных проемов и форм зданий, а также использование зрительно отличающихся друг от друга оконных форм (около 7 видов), барельефы и фигуры отражают взаимосвязь с флорой и фауной. Грубо обработанный гранит сочетается с гладкой фактурой, цементная штукатурка имитировала мох и соседствовала с гладкой структурой кирпича.
Северный модерн в Санкт-Петербурге
Шведская и финская архитектурная неоромантика оказала активное влияние на развитие северного модерна в Санкт-Петербурге.
Основоположником стиля является шведский архитектор Федор (Фридрих) Лидваль, по проектам которого были построены некоторые здания. Жилой комплекс на Каменноостровском проспекте - яркий и качественный пример стиля, удачная альтернатива другим вариантам модерна того времени, а именно австрийскому и немецкому.
На архитектурное творчество Лидваля оказали влияние видные представители неоромантизма в Швеции - И. Г. Классон и Ф. Боберг.
Формирование стиля модерна в Санкт-Петербурге происходит также под влиянием творчества Роберта Мельцера, по проектам которого созданы особняки на Каменном острове.
В дальнейшем модерн развивается под влиянием более вызывающей финской архитектуры. Знаковыми сооружениями времени (1907 год) становятся творения архитектора Ипполита Претро (дом Путиловой на Большом проспекте Петроградской стороны) и архитектора Г. Гимпеля (здание страхового общества «Россия» на Большой Морской улице. Несмотря на наличие заимствований из творений финских архитекторов, здания обладают достаточно высокими художественными особенностями.
Рисунок 2. Дом архитектора И. Претро в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Северный модерн становится приоритетным архитектурным направлением Петербурга у молодых архитекторов второй половины десятилетия.
Самостоятельная интерпретация стиля принадлежит работам Николая Васильева, поклонника романтизма (Соборная мечеть, в архитектурном облике которой восточные мотивы уступают место северной архитектурной стилистике, а также фасадная часть дома Алексея Бубыря). Ярким примером стиля является дом Бажанова, принадлежащий авторству архитектора Павла Алешина.
В дальнейшем стилистика северного модерна испытывала на себе достаточно резкую критику, носящую временами националистический оттенок. В то время северный модерн унизительно именовался «чухонский модерн» и противопоставлялся неоклассике, которая считалась истинно национальным стилем. Вопреки этому, появляются новые архитектурные сооружения, лишенные мелкого декора и скульптурных форм, но сочетают в себе пластику и крупные объемные фасадные формы (эркеры). Наиболее характерными примерами являются доходные дома, построенные согласно проектам Алексея Бубыря в 1910-1912 гг., среди них дом Капустина в панораме реки Фонтанки.
Северный модерн не получил широкого признания. В стилистике северного модерна неразрывно связаны и прекрасно сочетаются архитектуры средневековья и северных народов, природные материалы - дерево и камень, архитектурное сооружение и природное окружение.
Ведущими российскими представителями северного модерна являются: Ипполит Претро, Фёдор Лидваль, Николай Васильев, Владимир Апышков, Алексей Бубырь, Георгий Макаев, Александр Зеленко.