Сецессион
Под сецессионом принято понимать ряд немецких и австрийских художественных обществ конца XIX – начала XX вв. В переводе с латинского языка слово "сецессион" означает обособление, отделение, отход. Логично, что в основе современного представления о сецессионе лежит идея оппозиции официально главенствующему в то время академизму. Сецессион представлял новые течения в искусстве.
Сецессион сформировался в Мюнхене в 1892 году. За ним последовало движение берлинского сецессиона, созданное Максом Либерманом в 1892 году, в которое входили такие художники, как Ловис Коринт. Самой известной группой по праву считается венский сецессион. В ней отдавалось предпочтение высоко орнаментальному стилю ар нуво перед официально признанным академизмом. Вскоре созданная этой группой роспись потолка аудитории Венского университета была отвергнута как скандальная из-за эротического символизма.
Как и в эклектической архитектуре, избыточность цвета и разностильность декора, насыщенность орнаментами в разных этнических традициях из составлявших Австро-Венгерскую империю стран - Богемии, Далмации, Галиции, Боснии - стимулировали европейских художников и архитекторов на резкий поворот от пережитков «стиля Рингштрассе» к строгому и рациональному «новому английскому стилю».
Разновидности сецессиона
Выделяют несколько разновидностей сецессиона:
- Берлинский сецессион;
- Венский сецессион;
- Мюнхенский сецессион;
- Свободный сецессион.
- Берлинский сецессион. Это художественное объединение берлинских художников и скульпторов, возникшее в конце XIX века отвергало доминировавшее в то время академическое искусство. В эту группу входили такие известные участники, как Макс Бекман, Эрнст Барлах, Эрих Хеккель. Позднее, в 1914 году, после разногласий группы художников из Берлинского сецессиона выделяется новая ветвь, получившая название Свободный Сецессион.
- Венский Сецессион. Это объединение было основано 3 апреля 1897 года Густавом Климтом, Альфредом Роллером и другими художниками, стремящимися отойти от господствовавшего в Доме художников Вены консерватизма. Их первая выставка состоялась в 1898 году в недавно возведенном на улице Винцайле павильоне, который позже венцы назовут «Сецессион». Характерными особенностями такого стиля являются многоцветность, характерная мозаичным произведениям, а также наличие выдающейся орнаментальности. В архитектуре Венского сецессиона отмечается упорядоченность делений, лаконичность декора, а также рациональное применение конструктивных решений и композиции. Выставочная политика венского сецессиона внесла значительный вклад в становление известностями французских импрессионистов. Позднее, для более широкого распространения идей более свободного искусства группа создала журнал под названием «Ver Sacrum», что в переводе с латинского означает «весна священная». Ранние работы Венского Сецессиона можно охарактеризовать как базирующимися на стиле ар-нуво, но, если углубиться в содержательную часть издания «Ver Sacrum» и проанализировать выпуски последующих лет, становится понятно, что творчество группы Венского Сецессиона становится более прямолинейным. Это отслеживается и с Восьмой Венской выставки, которая была посвящена декоративному искусству. Именно с этим можно связать последующие ассоциации сецессиона с представлением об ар нуво или модерне. Однако примечательно, что творчество Франца Месснера, председательствующего в группе Венского Сецессиона с 1919-го по 1920 год, находилось под влиянием раннего функционализма.
Рисунок 1. Здание в стиле сецессион.
- Мюнхенский Сецессион. В конце XIX века от господствующей в то время Мюнхенской ассоциации художников отделяется объединение, названное в последствии Мюнхенским Сецессионом. Объединение было основано 4 апреля 1892 года девяносто шестью художниками под руководством избранного Президента Бруно Пиглхайна. Примечательно, что название «Мюнхенский Сецессион» было придумано немецким публицистом Георгом Хиртом, который считал, что в этом названии содержалась духовная составляющая того времени. Группа поддерживала полную свободу арт-сцены. Это не осталось не замеченным со стороны прессы и населения. Название объединения стало символом свободы от преимущественно господствующего вектора в архитектуре, искусстве, а также культурной революции в целом. Для группы Мюнхенского Сецессиона также было специально построено выставочное здание на Принцрегентенштрассе и углу Пилотиштрассе в Мюнхене. Среди известных членов-основателей движения фигурируют Пауль Хёккер, Готхард Кюль и Гуго фон Габерман.
Рисунок 2. Картина в стиле сецессион.
- Свободный Сецессион. В 1914 году из Берлинского Сецессиона в результате внутреннего конфликта выделяется группа художников из 50 человек под руководством Макса Либермана. В берлинской галерее Луца было разрешено проведение выставки в 1923 году, которое принято считать последней. В состав Свободного Сецессиона такие известные личности, как Отто Мюллер, Генрих Цилле и Анри ван де Вельде.
Практическая составляющая сецессиона
Эпоха «новейшего времени», называемая также эпохой модерна, объединила европейских художников-сецессионистов, привнесших свою часть в продвижение «молодого стиля». Она породила интерес к новым творческим технологиям, особенно, в архитектуре. Развитие прикладных искусств того времени вовлекает в сферы прекрасного все возможные виды человеческой деятельности, что, разумеется, в первую очередь прослеживается в архитектурных стилях.
Стремление художественных деятелей конца XIX – начала XX вв преобразить действительность в конечном итоге привело к тому, что многие особняки, музеи и жилые дома на сегодняшний день поистине являются культурным достоянием европейского общества. Сециссион – стиль, в котором плавная текучесть органично сочетается с асимметричностью форм в пастельной гамме дымчатых, пепельных, голубых и розовых оттенков. Именно поэтому даже в наши дни нередко можно встретить современные дизайнерские стилизации интерьеров, а также архитектурные решения в стиле Сецессион.
Таким образом, исходя из анализа содержания Сецессиона как стиля могут быть выделены следующие признаки соответствующего понятия:
- сецессион характеризуется отрицанием прямых линий и высокой концентрации орнаментов;
- допускается более откровенное восприятие форм;
- противопоставляется академизму в некоторых своих представлениях.