Сущность русско-византийского стиля
Русско-византийский стиль – архитектурное направление, разработанное в рамках историзма. Стиль основан на византийском и древнерусском зодчестве. В рамках он эклектики мог сочетаться с другими архитектурными стилями.
Русско-византийский стиль зародился в Российской империи в начале XIX века. Его основоположником принято считать архитектора Константина Тона. Стиль, образовавшийся в начале 1830-х годов был неразрывно связан с понятием народности, выражал идеи культурной самодостаточности России. Помимо этого, одной из задач русско-византийского стиля была демонстрация преемственности государства по отношению к Византии.
В узком смысле русско-византийский стиль понимается, как стиль Константина Тона. Более поздние сооружения, похожие на архитектуру Византии, называют уже неовизантийским стилем.
Рисунок 1. Собор Святого Владимира в Киеве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В первую очередь неовизантийские храмы строились в Санкт-Петербурге и Крыму, также два изолированных проекта были запущены в Тбилиси и Киеве. В конце XIX века византийские образцы архитектуры стали наиболее предпочтительными в плане закрепления православия на окраинах Российской империи, в:
- Царстве Польском;
- Бессарабии;
- Литве;
- Северном Кавказе.
Интересно, что при поддержке правительства религиозные сооружения в русско-византийском стиле были построены в весьма отдаленных областях, например, в Иерусалиме, Софии и на Французской Ривьере.
В нерелигиозной архитектуре русско-византийский стиль использовался крайне редко. Большинство сохранившихся образцов – больницы и богадельни, построенные в период правления Николая II.
Происхождение стиля
Последние годы правления Александра I отмечались главенствующим классицизмом и ампиром. Последний считался единственным архитектурным стилем для религиозного строительства. Однако, с воцарением Николая I ситуация стала постепенно меняться.
Зачатки нового религиозного архитектурного стиля начали складываться еще в середине 20-х годов XIX века. Это проявлялось в большей мере в двух сооружениях русского архитектора Василия Стасова – церкви Александра Невского в Потсдаме и Десятинной церкви в Киеве.
При разработке проекта храма в Потсдаме Стасов получил поручение от императора Николая I о создании русского «национального» храма. Император рекомендовал обратиться к средневековой архитектуре Москвы, которая на момент строительства олицетворяла самобытность русского зодчества.
Рисунок 2. Храм Спаса-на-Крови. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следует заметить, что оба вышеупомянутых проекта не были характерными для творчества архитектора Стасова. Тем не менее, именно этими объектами он предвосхитил русско-византийское направление в архитектуре, которое получило широкое распространение в середине XIX века.
Интерес к восточной архитектуре Византии был связан с тем, что Николай I разделял стремления своих предшественников к завоеванию Босфора и Дарданелл. Восточная политика государства вызывала общественный интерес и способствовала изучению византийской культуры. Помимо этого, освоение Кавказа и Крыма создавало дополнительные строительные проекты, которые нужно было интегрировать в местную среду.
Развитие неовизантийского стиля
Надо сказать, что некоторые представления русского архитектора о «византийском стиле» со временем претерпели изменения. В первой половине XIX века русско-византийский стиль связывали с допетровским зодчеством, так как согласно представлениям того времени, этот стиль прославлял традиции византийского зодчества, которые были привнесены на русские земли в конце X века. Осознание различий между «византийскими» и «русскими» формами начало проявляться только к середине XIX века. В этот период специалистами активно изучались памятники древней Греции, Сицилии, Малой Азии и других регионов.
Одним из самых известных сторонников русско-византийского стиля был русский дипломат Григорий Гагарин, служивший в Константинополе и на Кавказе.
Собор Святого Владимира в Киеве стал первым проектом в собственно русско-византийском стиле. Проект был утвержден лично Николаем I. После смерти императора были созданы первые неовизантийские интерьеры (например, в Церкви Преподобного Сергия Радонежского, Мариинском дворце и т.д.).
Церковь Преподобного Сергия Радонежского была построена в Санкт-Петербурге на Греческой площади. Архитектор Роман Кузьмин вдохновлялся формами Собора Святой Софии, но добавил одну интересную особенность – вместо двух византийских апсид он использовал четыре. Подобная крестообразная планировка была впоследствии усовершенствована Давидом Гриммом, который «вытянул» вышеупомянутую структуру по вертикали. Несмотря на то, что проект Гримма долгое время оставался на бумаге, он стал практически универсальным в строительной практике Российской империи.
Несколько другой вектор был заложен в основу церкви Святого Владимира в Херсонесе Таврическом. Строительство здания на руинах древнегреческого собора спонсировалось императором Александром II.
Несмотря на поддержку правительства, в период царствования Александра II церквей в русско-византийском стиле было построено немного. Основной причиной этому было слабое экономическое положение державы после Крымской войны и проведенных реформ.
Церковные проекты реализовались лишь в царствование Александра II. За тринадцать лет количество православных религиозных сооружений увеличилось на 5 тысяч. Правда, большинство из них относилось больше к псевдорусскому архитектурному стилю, чем к неовизантийскому. О смене государственных предпочтений говорили результаты архитектурного конкурса на проект храма Спаса-на-Крови. Александр III отклонил все неовизантийские здания и отдал предпочтение проекту архитектора Альфреда Парланда, что в конечном итоге определило вектор развития русской архитектуры на долгие годы.