Сущность стиля пуук
Пуук – архитектурный стиль, характерный для эпохи майя VII – X вв.
Стиль получил свое название по наименованию холмогорья Пуук на юго-западе Юкатана, где были сосредоточены самые известные памятники древней архитектуры. Архитектура стиля пуук характеризуется внедрением множества иконографических деталей. В этой связи данный стиль еще называют «индейским барокко».
Многообразие украшений фасадов является основной отличительной особенностью стиля пуук. Примечательно, что среди декоративных деталей часто встречаются маски бога дождя Чаака, которого особенно прославляли в этих регионах. Что касается всех витых элементов внешнего и внутреннего декора, то они изображали либо змею, либо тапира.
Рисунок 1. Архитектура майя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Главным памятником эпохи стиля пуук является архитектурный ансамбль города Ушмаля в Мексике. Эти здания включают в себя ряд архитектурных форм, характерных не столько для зодчества народов майя, сколько для мексиканской архитектуры. Дворец правителей декорирован множеством скульптурных композиций и мозаикой из 20 тысяч элементов. Примечателен также храм, входящий в данный архитектурный ансамбль. Он расположен на вершине одной из древних пирамид. Доступ в храм обеспечивается с помощью дверного проема в форме головы огромного чудовища. Подобной архитектурой известны еще и такие города, как:
- Лабна;
- Шлапак (Шлаб-пак);
- Кабах и др.
Юкатан также включает в себя несколько точечных образцов стиля пуук, они получили свои названия в зависимости от места расположения:
- Лос-Ченес;
- Рио-Бек;
- Чичен-Ица.
Здания в стиле пуук возводились из каменных блоков и бетонных плит, затем оформлялись квадратными каменными плитами. Верхняя часть зданий обычно украшалась скульптурами различных божеств и животных, объемными геометрическими фигурами и каменной мозаикой. Каменный фриз фасадов зданий различного назначения всегда состоял из орнаментов и являл удивительный контраст с гладкими стенами.
Надо сказать, что скульптурная составляющая стиля пуук несла исключительно абстрактное содержание и геометрическую форму выражения. Она несла в себе религиозный посыл, где человек преклонялся перед божеством. Чаще всего скульптурное искусство стиля пуук включало в себя строительство стел. Древние зодчие и скульпторы покрывали национальной резьбой колонны, опорные столбы и притолоки на тему восхваления императоров. Памятники позднего периода изображают богатых и знатных личностей. Из-за плохой сохранности большинства объектов ансамблей трудно представить целостную картину.
Развитие стиля
Название пуук переводится с языка майя как «холмистая местность». Одноименный регион охватывает территорию, расположенную между штатами Юкатан и Кампече.
Считается, что стиль, характерный для этих областей, развивался на протяжении нескольких веков. Историки считают, что на первом этапе (в VII веке нашей эры) активно развивалось строительство в районе Эцне, а также в областях Ушмаля, Сайиля Лабны и Кабаха. Гребни ограждающих конструкций в этих районах располагаются на центральных стенах, либо являются продолжением фасада (в этом случае имеют весьма скудный декор).
Рисунок 2. Пуук. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Второй этап развития стиля пуук (VIII – IX вв н.э.) характеризуется расцветом стиля. В этот период появляется множество деталей наружного декора зданий (например, на фризах сооружений), с верхней части объектов исчезают так называемые «кровельные гребни». Уже к X веку появляются некоторые тольтекские архитектурные элементы.
Тольтеки – индейская народность юто-ацтекской языковой семьи, жившая в период Средневековья на территории Мезоамерики.
Для архитектуры пуука характерно преобладание горизонтальных линий над вертикальными. Стены сооружений обычно состояли из хорошо обработанных и подогнанных каменных блоков, которые неглубоко заделывались в объем бутовой кладки. Таким образом получалось некое подобие облицовки. Чаще всего здания в стиле пуук имели большой цоколь, который окружал основной объем здания. Цоколь украшался колоннами или столбиками. Вертикальные элементы, как правило, возводились из составных частей: капитель колонны имела квадратную форму, основная часть – круглую. Квадратное сечение подбиралось для разделения входных проемов и образования портиков.
Надо сказать, что стиль пуук не ограничивался одним районом, поскольку здания с некоторыми вышеперечисленными характеристиками встречались и в других местах. (например, Акабциб в Чичен-Ице или «Храм трех притолок»).
Архитектура майя
Если говорить об архитектуре майя в целом, то она была разной в различные временные промежутки и в различных регионах.
Сооружения майя строились преимущественно из известняка. Известно, что в строительстве часто использовался цемент, который индейцы майя получали из смеси извести, воды и песка. Подобный состав с применением каменной пыли использовался строителями для получения штука (аналог современной штукатурки), которым покрывались поверхности стен и потолков. До того, как раствор затвердеет, индейца специальными резцами наносили на него иероглифы и различные изображения.
Вокруг входов в любое сооружение, принадлежащее архитектуре майя, на стенах или колоннах сохранилось некое подобие каменных колец. Специалисты считают, что их использовали для крепления веревок, на которых держались навесы (аналоги более поздних дверей или ширм). В конструкциях отдельных зданий использовались также выступающие навесы, которые были предназначены для защиты рельефов на стенах от дождя и ветра.
Интересен также «майяский свод» или «ложный свод», который получался путем сужения кровельной системы. Такого сужения добивались путем особой каменной кладки, в которой каждый последующий ряд кирпичей несколько выступал над предыдущим.