Романская архитектура
Романский стиль в архитектуре господствовал преимущественно в Западной Европе в XI – XII веках. Он является одним из важнейших этапов развития европейской культуры и архитектуры.
Надо сказать, что термин «романская архитектура» был внедрен гораздо позднее – в XIX веке археологом Арсиссом де Комоном. Именно он установил тесную связь сооружений XI – XII веков с древнеримской архитектурой. В большей мере это выражалось в конструкциях полуциркульных арок и сводов. Считается, что термин «романская архитектура» весьма субъективен и условен, однако, он вошел во всеобщее употребление. Следует отметить, что основным видом искусства романского периода являлась религиозная архитектура (каменные храмы и монастырские комплексы).
Романское искусство вбирает в себя все человеческие проекты начиная с 1000 года нашей эры до появления готического искусства в XIII веке. Следует заметить, что романский период в архитектуре не заканчивался по всей Европе одновременно, в зависимости от региона он мог завершиться раньше или позже. Этот этап был настолько влиятельным, что предыдущий временной промежуток иногда называют «предроманским».
Рисунок 1. Романский стиль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вообще, термин «романское искусство» был введен для описания именно архитектуры того периода, ведь она сохранила не только основные черты римского стиля (круглые арки и бочкообразные своды, орнаменты в виде листьев, апсиды и аканты), но и способствовала созданию абсолютно новых элементов.
Нельзя не упомянуть, что романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей Европе, начиная от Дании и заканчивая Сицилией. Помимо прочего, романская архитектура находилась под сильным влиянием византийского стиля.
В романских сооружениях гармонично сочетается ясный архитектурный силуэт и лаконичность наружной отделки, ведь сооружение всегда вписывалось в окружающую обстановку, будь то городская территория или лес. Интеграции в окружающую среду способствовали массивные стены с узкими оконными проемами, а также ступенчато-углубленные порталы. Такие стеновые конструкции выполняли еще и оборонительную функцию.
Основными типами построек того времени были храм-крепость и замок-крепость. Композиция любого монастыря всегда имела особенную башню – донжон. Вокруг нее располагаются все вспомогательные хозяйственные постройки.
Особенности романской архитектуры:
- увеличенная высота храма;
- основной мотив интерьера – полуциркульные конструкции арок;
- мощные стены и колонны для восприятия нагрузок от сводов.
Неороманский стиль
Конструктивная основа неороманских сооружений довольно близка к неоготике, однако, стрельчатые арки крестовых нервюрных сводов в них заменяются полуциркульнными (по аналогии с романской архитектурой).
С середины XIX века данное архитектурное направление было весьма распространено в Европе и Северной Америке. В основном, архитектурные приемы романской архитектуры применялись для декоративного оформления сооружений с современными строительными конструкциями. Нередко неороманский стиль применялся при строительстве учебных заведений (например, главное здание Смитсоновского института в Вашингтоне, 1855), а также ратуш и вокзалов (вокзал в Карлсруэ, 1846).
Благодаря качественным исследованиям средневековой литературы сооружения XIX века приобретали большое сходство с прототипом: полихромные фасады, необработанный камень в отделке, резной декор, аркатурные полуциркульные пояса, а также круглые или квадратные башни. В связи с высокой стоимостью каменных строительных материалов и трудоемкости процесса возведения, неороманский архитектурный стиль не был распространен в частном строительстве.
На развитие стиля довольно большое влияние оказал архитектор Г. Ричардсон, создавший собственную интерпретацию стиля, отличавшуюся от оригинала подчеркнутой монументальностью и применением декоративных возможностей материалов. В своих зданиях архитектор применял сложную профилировку окон и порталов, а также сводчатые перекрытия вместо уже появившихся в то время металлических конструкций.
Что касается внутреннего убранства неороманского стиля, то здесь часто применялись арочные проемы, витражи, керамическая мозаика и мебель простых форм (лишь иногда снабжалась резными орнаментами).
Ренессанс
В некоторой степени стиль ренессанс можно также причислить к полуциркульной архитектуре. Это архитектурное направление ассоциируется со стилем эпохи Возрождения. Оно занимает свою нишу в период с XV по XVII века во многих европейских странах.
Особенностью архитектурного стиля является применение упорядоченных колонн и пилястр, сопровождающихся арочными полукругами, куполами в виде полусфер, эдикулами и нишами.
Стиль Возрождения непременно сопровождался новыми технологиями в строительстве и документальной базой. Например, в более ранние периоды архитекторы зданий и сооружений оставались в тени, с началом же стиля Возрождения все специалисты, принимающие участие в строительстве, были задокументированы.
Общая концепция здания в стиле ренессанс представляла собой прямоугольный объем. Его формы имели симметричность и пропорции, основанные на кратности единому модулю. За значение модуля обычно принималась ширина пролета нефа (в проектах религиозных сооружений). Фасад здания решался таким образом, чтобы соблюдалась симметрия относительно вертикальной оси.
Рисунок 2. Ренессанс в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В некоторой мере, набор элементов, украшающих фасады зданий в стиле ренессанс имеет много общего с античностью. Имеют место наличники на окнах и дверях, пилястры, барельефы и карнизы (последние являются наиболее часто встречающимся элементом).
Если речь идет о жилых зданиях, то на фасаде обычно наблюдается частое расположение оконных проемов и соответствующих им деталей. Главный фасад обычно сопровождается балконом, содержащим в себе балюстраду.