Сущность польского соборного стиля
Польский соборный стиль – архитектурное направление католической церковной архитектуры, распространенный в Северной Европе и некоторых частях Новой Англии. Примечательно, что данные монументальные сооружения не обязательно являются соборами.
Польский соборный стиль характерен наличием большого количества украшений во внешнем и внутреннем декоре религиозных сооружений. Такое изобилие украшений может конкурировать лишь с более известным испанским барокко или чурригеско. В используемых украшениях нередко отражается вкус польских иммигрантов в этих регионах, это могут быть как символические изображения, так и статуи святых.
Следует отметить и большую склонность к орнаментации, заимствованной из сооружений эпохи ренессанса и барокко. Надо сказать, что множество примеров польской соборной архитектуры помечены специалистами, как образцы эклектики и историзма, характеризующиеся различными архитектурными возрождениями, найденными на рубеже начала XX века. Такие церкви олицетворяют комбинацию архитектурных черт из многочисленных прошлых эпох, характерных для Европы и Америки.
Существует мнение, что польские религиозные сооружения превосходят другие церкви иммигрантов. В этой связи считается, что польский соборный стиль способствовал представлениям иммигрантов о польской идентичности.
Надо сказать, что на территории США в Детройте и Чикаго особенно широко был распространен стиль польского церковного строительства. Церкви являются основными туристическими достопримечательностями в Чикаго, множество туристических путевок посвящено именно им. В 1980 году Чикагский архитектурный фонд даже организовал выставку, которая была посвящена памятникам архитектуры польского соборного стиля. Все храмы, входящие в программу выставки имели весьма богатое украшение. Большинство из них было построено простыми польскими рабочими в период с конца гражданской войны в Америке до конца Второй мировой войны.
Следует заметить, что подобные церкви неоднократно подвергались критике со стороны архитекторов Чикаго. Многие из них считали польские церкви излишне «вычурными» в сравнении с более простыми протестантскими храмами. Выдающийся деятель католической церкви Джон Ланкастер Спалдинг сравнивал польский соборный стиль с пирамидами Египта. Он отмечал сходство современных церквей, финансируемых иммигрантами, с сооружениями, строительством которых занимались рабы.
Примечательно, что в архитектуре польских соборов идентификация была очевидна. Своим масштабом церкви стремились показать свое противоречие маргинальному статусу, в котором оказались польские иммигранты. Поляки в США были, как правило, людьми без гражданства, их культура систематически подвергалась нападкам на родине. Помимо прочего они занимали низкую позицию на экономической лестнице. Строительство церквей в польском архитектурном стиле сильно повлияло на развитие окружающих их территорий. Польские архитектурные предпочтения, их адаптация в Новый Свет, сформировали некоторые тенденции быстрорастущих индустриальных регионов, в которых иммигрантам пришлось выживать.
На сегодняшний день сохранилось множество объектов в польском соборном стиле, вот некоторые из них:
- церковь Святого Адальберта;
- Церковь Святой Варвары;
- Салемская баптистская церковь Чикаго;
- Церковь Святой Марии Ченстоховой.
Церковь Святого Адальберта в Калининграде
Данное сооружение является бывшей католической часовней Святого Адальберта. Церковь была построена в 1902 году в новом районе города – Амалиенау. Известно, что кирха была построена Кенигсбергским обществом недвижимости и строительства. Стоимость строительства составляла около 60 тысяч марок, внутренняя отделка, алтарь и колокол потребовали еще 40 тысяч.
Рисунок 1. Церковь Святого Адальберта в Калининграде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В ноябре 1904 года кирха была освящена. Изначально здание представляло собой небольшую капеллу в готическом стиле с узкой башенкой на севере и небольшими контрфорсами с трех сторон сооружения. На восточной стороне здания красовалось изображение Святого Адальберта на золотом фоне.
В 1932 году площадь религиозного сооружения была расширена посредством пристройки со стрельчатыми окнами в северной и южной части здания. По бокам были предусмотрены большие круглые окна. В последствии алтарь перестраивался в 1939 году.
Во время штурма Кёнигсберга в 1945 году церковь была сильно повреждена, в особенности пострадала новая пристройка и шпиль башни. После войны полуразрушенная часть была разобрана на кирпич, а старое помещение отдано протезному предприятию, которое просуществовало до 1975 года. Позднее здание было передано магнитно-ионосферной обсерватории ИЗМИРАН. Главное внутреннее помещение было перестроено и разбито на три яруса.
На сегодняшний день здание занимает администрация Западного отделения исследовательского института ИЗМИРАН.
Церковь Святого Николая в Гамбурге
Сооружение построено в стиле неоготики и является одной из пяти лютеранских церквей Гамбурга. Мемориал посвящен жертвам военных действий 1933-1945 годов, является вторым по высоте зданием Гамбурга.
Рисунок 2. Церковь Святого Николая (Гамбург). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следует отметить, что изначально сооружение было возведено из дерева в XI веке, позднее, в 1335 году она была перестроена в камне. Через несколько веков, в 1842 году церковь сгорела во время пожара.
Неоготический вариант церкви был завершен в 1874 году, главным архитектором проекта был Джордж Гильберт Скотт. На момент завершения строительства церковь считалась самым высоким зданием в мире.
После разрушительных бомбардировок 1943 года от церкви осталась лишь башня высотой 147 метров. В 1951 году произошло дальнейшее разрушение здания, а реставрационные работы начались лишь в 1990 году. Известно, что за реставрацию объекта отвечает организация «Спасение церкви Святого Николая».
В 2005 году внутри башни был установлен лифт, поднимающий посетителей на смотровую площадку, находящуюся под шпилем.