Сущность неороманского стиля
Неороманским стилем называют европейское течение в искусстве XIX века, образцом для которого послужило романское искусство XI-XII веков.
Неороманское направление относится к течению неоисторизма, которое было популярно среди художников и архитекторов конца XIX – начала XX веков. Данный стиль распространялся в основном лишь в США и Канаде в 1870 – 1920.
Романским называют обычно период в архитектуре Европы, который начался примерно в 1000 году и продолжался вплоть до появления готической архитектуры. Помимо архитектуры романский период в искусстве проявился как в скульптуре, так и в живописи. Живопись той эпохи существовала по византийским иконографическим традициям, связанным с наиболее распространённой в то время церковной тематикой.
История неороманского стиля
Неороманское направление в архитектуре возникает под влиянием идей романтизма, а также трудов таких немецких архитекторов, как Г. Хюбш и Дж. Рёскин. Неороманский стиль является одним из наиболее ранних проявлений историзирующего направления в архитектуре.
Художественно-эстетическая композиция неоромантизма ориентируется на формы европейской архитектуры романского периода. Первоначально неоромантизм сложился в Германии и был назван «стилем круглых арок», он появляется здесь как реакция на классицизм и неоготику XVIII века в процессе поиска национального стиля.
Образцами для неороманской архитектуры служили фасады раннехристианских религиозных сооружений, то есть формы не только романской, но и византийской архитектуры. Наиболее характерными признаками раннего неороманского стиля являются:
- мотивы полуциркульных арок на колоннах;
- монументальность и лаконичный характер фасадов;
- упрощенный в сравнении с истинным романским стилем декор.
В начале своего развития неороманский стиль применялся в некоторых утилитарных сооружениях, таких как железнодорожные станции или учебные заведения, а также в храмовой архитектуре (например, церковь Святого Людовика в Мюнхене, 1844, архитектор – Ф. фон Гертнер).
Рисунок 1. Музей естественной истории в Лондоне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенно часто неороманский стиль использовался в сооружениях протестантских храмов (за исключением англиканских). Это происходило в связи с тем, что во многих направлениях протестантизма неоромантизм воспринимался как символ обращения к «чистому» христианству раннего Средневековья. Конструктивная основа таких сооружений была близка к неоготическим зданиям, но стрельчатые арки здесь заменялись полуциркульными. Примечательно, что в неороманском стиле строились также и синагоги (например, Старая синагога в Дрездене, 1840, архитектор – Г. Земпер).
К середине XX века неороманский стиль получает широкое распространение в архитектуре Европы и Северной Америки. Теперь это система декоративного оформления сооружений с современными строительными конструкциями. При этом в неороманском стиле продолжают строиться учебные заведения (например, главное здание Смитсоновского института в Вашингтоне, 1855, архитектор – Дж. Реник), ратуши, вокзалы. Неороманское направлениев это время затрагивает строительство новых и реконструкцию старых замков в Германии (например, Вартбург, 1890, архитектор – Ф.В. Зельцер).
Надо сказать, что под влиянием научных исследований средневековой архитектуры со второй половины XIX века постройки в неороманском стиле приобретают большое сходство с прототипами. Появляются полихромные фасады, широко применяется необработанный камень, обильный резной декор, аркатурные пояса, вертикальные доминанты в виде круглых или квадратных в плане башен (например, здание Музея естественной истории в Лондоне, 1881, архитектор – Ф. Фоук). Примечательно, что из-за конструктивных сложностей каменного строительства и его дороговизны неороманский стиль сравнительно редко встречается в архитектуре частных европейских зданий.
На развитие неороманского стиля в США и Канаде большое влияние оказал архитектор Г. Ричардсон, который создал особый вариант стиля, отличающийся подчеркнутой монументальностью. В сооружениях Г. Ричардсона использовались декоративные возможности таких материалов, как:
- кирпич;
- гранит;
- песок.
Здания имели сложную профилировку окон и порталов, характеризовались наличием большого количества сводчатых перекрытий вместо современных металлических конструкций (например, церковь Троицы в Бостоне, 1877). Переработанные Ричардсоном формы неороманского стиля получили широкое распространение в проектировании частных зданий и вилл.
Во внутреннем декоре неороманского стиля использовались арочные проемы, витражи, мозаика, а также массивная деревянная мебель простых форм, в качестве украшения которой нередкоприменялись резные орнаменты.
Здание Брэдбери-билдинг
Данный памятник архитектуры был построен в Лос-Анджелесе по заказу бизнесмена Льюиса Бредбери, архитектором проекта является Джордж Ваймен.
Известно, что первоначальная стоимость проекта составляла 175 тысяч долларов, однако, к концу строительства эта сумма увеличилась до 500 тысяч. Примечательно, что Бредбери не дожил до открытия сооружения в 1893 году всего несколько месяцев.
Рисунок 2. Брэдбери-билдинг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В мае 1977 года Бредбери-билдинг был присвоен статус Национального исторического памятника. На данный момент в здании располагается отдел внутренних расследований полицейского департамента Лос-Анджелеса и еще ряд других официальных учреждений, некоторые помещения сдаются в аренду.
В данном здании несколько раз происходили съемки фильмов. На сегодняшний день Брэдбери-билдинг является довольно непримечательным зданием, поскольку не очень выделяется на фоне остальных построек Бродвея, чего нельзя сказать о внутреннем декоре. Итальянская мраморные лестница, мексиканская напольная плитка, французские чугунные перила, а также крупнейший в те времена витраж под куполом делают это здание беспрецедентным архитектурным шедевром.