Сущность колониального и неоколониального стиля
Колониальный стиль – (от лат. colonus – поселенец, эксплуататор земли). Колонат – прикрепление к земле поселенцев провинции, начал свое развитие в III веке нашей эры. Следует отметить, что данный термин применялся также при процессе освоения новых земель жителями Восточного Средиземноморья начиная с конца 2 тыс. до нашей эры. Например, Финикийцы в VII веке до нашей эры заселили Кипр, Карфаген, побережья Испании. Греки заселили острова Эгейского моря, Южную Италию и т.д. Греческие поселения назывались «апойкии» (от греч. – «отселения»), а культура метрополии – автохонной. Особое значение в истории формирования европейских государств имели древнеримские поселения в Галлии, Британии и Рейнской области, а также последующая романизация «варварских» народов.
Существует также несколько пренебрежительный синоним слова «колониальный» - «вернакулярный» (в переводе с английского означает – местный, родной). Термин принят для описания бесхитростных оттенков: простых, неуклюжих и незатейливых. В этой связи слово «вернакулярный» применяют для народного творчества, наивного искусства, примитивов.
Термин «колониальная архитектура» начал использоваться для оценки строительной деятельности франков на землях Византии после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году. Колонистами была создана своеобразная архитектура, повторяющая некоторые черты западноевропейских и романских зданий, но в гораздо упрощенном и огрубленном виде. Так, готическая стрельчатая арка стала символом католической церкви Востока, но не более, чем на 100 лет.
Рисунок 1. Георгианский колониальный стиль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что касается английских колоний в Америке, то здесь также имеет смысл внедрение понятия «колониальный стиль». Речь идет о поселениях, сформированных в период с XVIII по XIX века. Здесь архитектура, внутренний и внешний декор зданий, оформление интерьеров представляет собой не оригинальный стиль, а смешение упрощенных форм английской готики, «голландского барокко», «викторианского» и «староанглийского» архитектурных стилей. Такие эклектические виды искусства формировались на основе завезенных на континент первыми колонистами предметов обстановки. Помимо прочего, важную роль играли привычные представления и ностальгия по уюту традиционного английского дома.
В качестве еще одного примера «колониального стиля» можно назвать искусство католических стран Латинской Америки:
- Аргентины;
- Перу;
- Бразилии;
- Уругвая.
Этот стиль был также сформирован завоевателями, но уже из Испании и Португалии. Сюда был перенесён стиль барокко с характерными мавританскими элементами декора, стили платереск и исабеллино. Некоторые из этих архитектурных направлений ассимилировались под воздействием местных этнических особенностей и приняли небывалые формы.
В латиноамериканском «колониальном стиле» грубость и массивность элементов и конструкций сочетается с яркими цветами в оформлении. Испанское и португальское барокко трансформировалось здесь в «ультрабарокко» - архитектурный стиль, включающий в себя различные фольклорные особенности в сочетании с архаическим мышлением, близким к дороманскому искусству.
Помимо прочего, к «колониальному стилю» относят второй георгианский стиль, сформированный в Северной Америке в 1700-1770 годах и федеральный стиль в США 1780-1850 годах. Надо сказать, что «колониальный стиль» является скорее эпитетом, чем определением историко-художественного направления, прежде всего по причине вторичности и эклектичности. В этой связи отмечается ироничное применение термина «колониальный» в применении к явлениям провинциального вкуса и самодеятельного искусства, в котором комбинируются различные исторические стили.
Приставка «нео» в слове «колониальный» применяется при попытках возродить вышеизложенные черты в архитектуре. В современности нередко прибегают к таким приемам (в особенности в XX и XXI веке). Например, в Перу в 20-е годы XX века сложился стиль, для которого было характерно перенесение дворцовых порталов и балконов колониальной эпохи на фасады особняков и многоэтажных зданий.
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что под колониальной архитектурой понимается результат строительства сооружений на присоединенной, колонизированной территории. Это может быть как деятельность греков на Северном Причерноморье, так и кварталы испанцев в Латинской Америке. Во всех регионах, куда проникала культура метрополий, архитектура насыщалась колоритом и экзотикой.
Новоанглийский колониальный стиль
В это архитектурном стиле возводились особняки в период с 1620 по 1740-е годы в Новой Англии. Такие здания имели крутые черепичные крыши и боковые фронтоны с узкими карнизами. Окна в таких домах относительно небольших размеров, а стены если и украшаются, то весьма неброским орнаментом.
Рисунок 2. Неоколониальный стиль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Нередко верхний этаж частного дома слегка нависает над первым, а парадный вход располагается строго по центру здания. Основным девизом первых колониальных стилей Северной Америки – «ничего лишнего».
Георгианский колониальный стиль
Данное архитектурное направление получило широкое распространение немного позднее (1690 – 1830 годы) в южных британских колониях. Постройки этого периода можно назвать близкими к манере Ренессанса, поскольку выглядят они намного более празднично, чем пуританские новоанглийские сооружения.
Георгианские колониальные сооружения имеют вытянутые, прямоугольные и симметричные фасады. Кровельная конструкция, как правило, двускатная. Помимо прочего характерны плоские колонны вокруг филенчатой двери и парные дымоходы. Стены георгианских колониальных зданий выполнялись из красного кирпича (либо покрывались светлой штукатуркой). Примечательным элементом называют лепную королевскую корону над входной дверью.