Предыстория романтизма
Латышский национальный романтизм – архитектурно-стилевое направление модерна, получившее широкое распространение в довоенное время в Латвии. Стиль в большей мере относится к строительству в Риге с 1905 по 1911 годы.
Латышский национальный романтизм развивался под влиянием эстетических концепций европейского модерна. Стиль стал своеобразным ответом на декоративное ответвление «нового стиля», а также на другое «национальное» ответвление, названное позднее «финским национальным романтизмом». Последний зародился в конце XIX века в скандинавских странах и имел большую популярность. Помимо этого, латышский романтизм в городской малоэтажной каменной архитектуре сыграл роль специфического индикатора общего финансового положения населения. Поскольку в таких зданиях проживала преимущественно буржуазия, можно утверждать, что стиль обслуживал коммерческие интересы латышских домовладельцев и коммерсантов. По сути же латышский национальный романтизм можно причислить к национальным интерпретациям модерна, пришедшего на смену ранним декоративным направлениям.
Рисунок 1. Водонапорная башня по адресу Алисес, 10а. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Некоторые специалисты в области архитектуры называют латышский национальный романтизм попыткой создания аспектов национального зодчества. Эта попытка была обусловлена условиями свободной эпохи «золотого века» латышской промышленности, экономики и культуры. Эти факторы также оказывали положительное влияние на демографическую ситуацию в стране, развитие научного и образовательного потенциала населения, а также налаживали пути сообщения между Ригой и другими европейскими и российскими городами.
В 1905 году, когда зародился латышский национальный романтизм, Рига являлась значимым индустриальным форпостом Российской империи. Город имел развитую инфраструктуру и современные портовые комплексы, занимающие первые позиции в России по объемам перевозок. Такой экономический подъем Прибалтийского края сказался и на удельном весе рижской буржуазии. Латыши-предприниматели принимали активное участие в культурной жизни Риги, что способствовало развитию темпов строительства, старт которому был задан еще в 1901 году.
В это время процент рижских домовладельцев составлял почти половину от общего числа владельцев недвижимости в городе. Следует отметить, что на уровень культурного создания латышей повлияло творчество архитектора Яниса-Фридриха Бауманиса. Бауманис являлся первым архитектором латышской национальности, получившим высшее образование в Императорской Академии художеств. Примечательно, что архитекторы-латыши за все время господства стилевого направления национального романтизма спроектировали и построили порядка 40% зданий от общего числа капитальных жилых домов.
Среди наиболее известных архитекторов-латышей можно выделить:
- Константина Пекшена (специалиста, работавшего в известнейшем архитектурном бюро Яниса-Фридриха Бауманиса);
- Эйжена Лаубе (доктора архитектуры);
- Александра Ванагса (автора 71-го проекта капитальных жилых домов и владельца архитектурного бюро);
- Эрнеста Поле (архитектора, работавшего в стиле неоклассицизм).
Стилевая характеристика
Следует отметить оригинальность строительных канонов латышского национального романтизма. Они характеризуют фасады сооружений как «национальные». Постройки в стиле национального романтизма прекрасно вписываются в ландшафт центральной части Риги.
При строительстве зданий использовался широкий список материалов, органично сочетающихся между собой:
- кирпич;
- керамика;
- камень;
- дерево.
Все вышеописанные материалы придают сооружениям своеобразный колоритный этнографический оттенок. Для латышского национального романтизма характерно применение в конструкциях зданий открытых металлических консолей. Данные консоли представляли собой выступы в стенах, они предназначались для восприятия нагрузки от элементов фасадов (например, балок или карнизов). Также широко использовались перемычки и перекладины, каменные выступающие части главных фасадов, которые нередко обрамлялись специфическим орнаментом.
Рисунок 2. Латышский национальный романтизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Также стилевое направление отличается признаками, характерными для строительных канонов деревенского деревянного зодчества. Более того, некоторые приемы были специально применены для вызова ассоциаций у зрителя с типизированными образцами латышского национального зодчества. Например, подчеркнутая крутизна крыш сооружений, скошенные верхние части оконных проемов, частое использование орнаментов и т.д. Одним из наиболее характерных для стиля орнаментов является фахверк. Что касается растительных орнаментов, то наиболее распространенными были еловые или сосновые ветви.
Здания в стиле национального романтизма
Основные наиболее примечательные сооружения в стиле латышского национального романтизма располагаются в центральной части Риги на улицах Александра Чака, Бривибас, Кришьяня Барона и т.д.
Известно, что дом по улице Бривибас, 88 был построен по проекту архитекторов Пекшена и Поле. В 1910 году им помогал Всеволод Келдыш, являющийся специалистом в области железобетонных конструкций.
Следует упомянуть и работы прибалтийско-немецких архитекторов, которые также относятся к латышскому национальному романтизму. Например, здание водонапорной башни по адресу Алисес, 10а. Автором проекта является архитектор Вильгельм Людвиг Николай Бокслаф. Он же запроектировал рижскую лютеранскую церковь Святого Креста, располагающуюся в районе Чиекуркалнс.
Надо сказать, что стилевое направление периодически подвергалось жесткой критике со стороны историков-современников за свой формалистский подход к конструктиву. Критика звучала даже в период расцвета национального романтизма.