Сущность кондитерского стиля
Термин «кондитерский стиль» используется для выражения пренебрежительного отношения архитекторов к проектам своих коллег. К данному термину прибегают в случаях, когда архитекторы сочетают устаревшие, нередко стилизованные, формы с избыточным украшением фасадов. Название стиля отсылает к пряничным домикам или свадебным тортам.
Считается, что термин «кондитерский стиль» используется с XVIII века, с момента, когда архитектор Уильям Чеймберс охарактеризовал работы своего коллеги Роберта Адама как «женственные» и «слащавые». В середине XIX века Джон Рёскин пренебрежительно высказался в адрес английской готики и Реймсского собора, назвав их «кондитерской готикой». Сложнейшие кондитерские изделия того времени в действительности напоминали некоторые произведения архитектуры.
Следует отметить, что немецкий вариант «кондитерского стиля» использовался в качестве синонима социалистическому реализму в архитектуре в связи с критикой новых сооружений на территории ГДР западными специалистами в 50-х годах.
Речь идет о сооружения в стиле «сталинского ампира», одного из лидирующих направлений архитектуры СССР в середине XX века. Он сочетал в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и неоготики. Стиль объединял помпезность, роскошь и монументальность. Если говорить об архитектуре таких зданий, то для них характерно применение классических ордеров с четкими пропорциями и изобилием декора. Главными героями барельефов и мозаик здесь были рабочие и колхозники, а также военные. Для оформления зданий нередко использовался природный камень – гранит. В послевоенное время архитектура была своеобразным инструментом, транслирующим идеми устремления в светлое будущее. Конец эпохе подобных сооружений положил указ об «устранении архитектурных излишеств», изданный в 1955 году.
В 1971 году известный теоретик архитектуры Рейнер Бэнэм назвал «пряничным» современный архитектурный стиль, в котором фасады зданий напоминают глазурь на кондитерском изделии.
Интербау
Интербау – немецкая строительная выставка, проведенная в 1957 году в Берлине. Основной тематикой выставки стало восстановление одного из берлинских районов – Ганзафиртель.
В 50-е годы в восточной части Берлина стали появляться монументальные сооружения, построенные в «кондитерском стиле». В целях восстановления района Ганзафиртель, разрушенного во времена Второй мировой войны, было принято решение о проведении в Западном Берлине архитектурной выставки. Следует заметить, что Интербау возродила традицию немецких строительных выставок, проходивших в начале XX века.
Рисунок 1. Ганзафиртель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примечательно, что финансирование строительной выставки взяло на себя США в рамках реализации плана Маршала.
Начиная с 1953 года 49 архитекторов, треть из которых были родом не из Германии, трудились над проектами концептуально новых для того времени сооружений. Среди приглашённых специалистов были:
- Пьер Ваго;
- Вальтер Гропиус;
- Франц Шустер;
- Ле Корбюзье.
Разработкой генерального плана нового района занимались архитекторы Герхард Йобст и Вилли Кройер. Известно, что дорабатывал план впоследствии Отто Бартнинг. Для обустройства территории района пригласили десять ландшафтных архитекторов.
Выставка функционировала летом 1957 года, всего ее посетило около миллиона человек, треть из которых были из Восточного Берлина. Новые здания в стиле модерн были критически приняты специалистами из ФРГ, а в ГДР были признаны «ненемецкими».
В конце XX века все здания, принимавшие участие в выставке, были признаны объектами культурного наследия Берлина.
Надо сказать, что в период строительства западный Берлин испытывал острую нехватку социального жилья, поэтому большинство новых зданий были жилыми. К моменту начала выставки Интербау была построена лишь половина квартир, остальной объем завершили только к 1960-му году. Общая площадь застройки района составила 53 гектара.
Помимо жилой недвижимости новый район сразу был обеспечен культовыми зданиями, такими как кинотеатры, магазины, рестораны. На центральной площади была открыта новая станция метро. Место для застройки района было выбрано вблизи огромного парка Тиргартен.
Базилика Сакре-Кёр
Данное религиозное сооружение располагается в Париже. Оно было построено в 1875 – 1914 годах по проекту Поля Абади в римско-византийском стиле.
Форма куполов объекта повторяет силуэт базилики Сен-Фрон, располагающейся в южной части Франции. Высота главного купола колокольни составляет 83 метра, высота колокольни – 100 метров. Один из колоколов базилики, получивший название «Савоярд», был отлит в Анси и является одним из самых больших колоколов Парижа.
Базилика внутри украшается монументальной мозаикой и цветными витражами на тему «Благоговение Франции перед Сердцем Господним». Главным художником базилики считается Люк-Оливье Мерсон.
С вершины холма Монмартра, на котором стоит базилика, ведет широкая лестница и открывается панорама Парижа. Над портиком закреплены две конные статуи – Людовика Святого и Жанны Д’арк.
Рисунок 2. Базилика Сакре-Кёр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примечательно, что предложение о строительстве данного сооружения в 1871 году в память о жертвах франко-прусской войны было встречено сильной критикой, но, тем не менее, получило поддержку городских депутатов. Средства на строительство были собраны по общественной подписке.
В 1875 году при закладке первого камня в грунт холма был положен бронзовый медальон, ящик с французскими медалями и пергамент с протоколом церемонии основания объекта.
Следует заметить, что строительные работы были прекращены вскоре после начала с тем, чтобы предотвратить обрушение холма, изрытого старинными каменоломнями. Строительство было завершено только в 1914 году.