Общая характеристика дигитальной архитектуры
Дигитальная архитектура – направление в архитектуре, которое основано на использовании компьютерного программирования, моделирования и визуализации для создания различных структур, например, виртуальных или физических. Данное направление существенно различается с другими архитектурными стилями, такими как готика, минимализм, классицизм, барокко, постмодернизм и другие. Digital в переводе с английского означает цифровой.
Термином «дигитальная архитектура» начали пользоваться только в начале девяностых годов XX века. Именно тогда началась технологическая революция, и тогда же архитекторы искали новые возможности самовыражения и формообразования.
Рисунок 1. Бизнес-центр «Пересвет-Плаза» в Москве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для дигитальной архитектуры характерны функциональность, экологичность и динамичность строений. Современные архитекторы должны принимать во внимание не только технологические требования, но и совокупность реального и виртуального миров, поскольку XXI век соединил электронную, информационную и постинформационную культуру.
Особенности
Данная архитектура основана на использовании компьютерного моделирования, программирования и визуализации. База для создания – набор чисел в электромагнитном формате. В общем виде дигитальная архитектура обращается к сложно-упорядоченным системам, аналоги которых четко прослеживаются в естественной среде.
Основные ее черты:
- отсутствие симметрии;
- нелинейность и неравномерность;
- хаотичность и динамика форм;
- многообразие состояний;
- аморфность форм зданий;
В дигитальной архитектуре применяются новые способы проектирования. Например, комбинаторное моделирование (применение параметров деталей и их соотношений), морфинг (трансформация с интерполяцией крайних форм), пластицизм (моделирование с трансформацией физических свойств объектов), топологический морфогенез (непрерывная деформация с неизменностью форм). Расширение границ проектирования и формирование новой стратегии сотрудничества проектировщика с заказчиком не могло произойти без использования современных компьютерных технологий, специального оборудования и материалов.
Рисунок 2. Оперный театр в Гаунчжоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К сожалению, у дигитальной архитектуры есть свои недостатки: сложности в процессе разработки проекта, неэффективность эксплуатации свободного пространства, отсутствие денежного финансирования, неготовность производителей к замене производственных технологий. Однако считается, что данная архитектура – будущее человечества.
Заха Хадид
С дигитальной архитектурой прочно ассоциируется имя данного архитектора. В 2004 году Заху Хадид наградили Притцкеровской премией, а в 2012 году она стала дамой-командором ордена Британской империи. Уже в 30 лет она открыла собственное архитектурное бюро. Многие проекты этого знаменитого архитектора отклоняли заказчики из-за невозможности реализации.
Самые знаменитые работы:
Бизнес-центр «Пересвет-Плаза» в Москве. Строительство данного сооружения началось еще в 2008 году, но из-за экономического кризиса закончилось только в 2015 году. Бизнес-центр представляет собой семиэтажное здание площадью более 21 тысячи квадратных метров с парковкой на 251 место. Многие проектные решения пришлось менять или отказываться от них в процессе адаптации под российские реалии. К примеру, изначально планировалось сделать 20-метровые консоли, но в итоге их сократили до 8 метров. Фасад бизнес-центра обладает четким делением на горизонтальные отсеки, в оформлении которых использовались такие материалы, как белый камень, стекло и алюминий. В интерьере присутствует ассиметрия, динамичные формы, минимализм, свободное размещение лестниц, а оформление имеет всего два цвета: белый и черный.
Центр Гейдара Алиева. Это культурный центр площадью 57 тысяч квадратных метров, включающий в себя аудиториум, музей, выставочные залы и административные офисы. Также в комплекс входит подземная парковка, парк, два декоративных пруда и искусственное озеро. Сооружение расположено в столице Азербайджана, Баку. Сооружение представляет собой волнообразное устремление ввысь и плавное слияние с землей. В проекте почти не используются прямые линии. В качестве кровли были использованы различные по форме и размеру панели. Здание решено в белом цвете, в данном случае он символизирует светлое будущее.
Оперный театр в Гаунчжоу. Строительство началось в 2005 году на берегу Жемчужной реки, после того, как в 2002 году Заха Хадид была назвала победителем в Международном архитектурном конкурсе. Театр является одним из трех величайших театров в Китае и состоит из двух частей. Первая часть – Большой театр, который имеет 1084 посадочных места, а вторая – Зал с 400 посадочными местами. Заха Хадид призналась, что она черпала вдохновение в географии и топографии. К примеру речные долины отображены в сооружении в узких «ущельях», которые расположились между двумя объемами и отдельными зонами интерьера. Как и во многих постройках, внутри здания доминирует белый цвет, снаружи же оригинальное остекление сочетается с серыми бетонными поверхностями. Сдачу объекта пришлось немного сместить из-за пожара в мае 2009 года.
Другие архитекторы
Помимо Захи Хадид в данном направлении работали многие архитекторы, которые также привнесли в дигитальную архитектуру что-то новое. Например, Патрик Шумахер ввел термин «параметризм» и смог связать его с понятием «эвристика». Главной его идеей являются архитектурные концепции органического характера: все формы плавно перетекают друг в друга.
Также стоит упомянуть Питера Айзенмана, который основал Институт исследования архитектуры и градостроительства. Этот архитектор был вдохновлен теорией фракталов и перешел от деконструктивизма к нелинейности.