Предпосылки возникновения
Постмодернизм возрождает интерес к стилям и направлениям прошлого, в том числе XX в. В отличие от историзма XIX в. он предполагает не воссоздание того или иного стиля, а творческое его переосмысление в контексте современной архитектуры. Элементы стилей прошлого выполняются в высокотехнологичных материалах и зачастую служат лишь дополнением к современным в своей основе архитектурным формам. В постмодернизме развиваются и направления, близкие абстрактному искусству, также предполагающие широкий спектр ассоциаций. Одно из них – деконструктивизм. В его эстетике нашли отражение многие проблемы современной урбанистической культуры.
Основные особенности
Деконструктивизм в архитектуре – направление, сложившееся в начале 1980-х гг. На развитие стиля повлияли многочисленнее научные открытия XX в. и изобретение новых строительных материалов и технологий работы с ними. Пластические концепции были заимствованы из русского конструктивизма.
Это стиль «не такой как все». Визуальное восприятие стиля осложняется множеством ломаных линий в формах и конструкциях. Деконструктивизм скорее является отрицанием архитектуры, нежели ее направляющей. Конструктивизм и постмодернизм являются точкой опоры деконструктивизма. Основные и ведущие составляющие стиля - динамика и индивидуальность.
Представители этого направления отвергают привычные законы архитектуры (так, они пренебрегают законами тектоники), опираются на интуитивное, а не рациональное начало. Во многих сооружениях присутствует конфликтное начало, в том числе в характере связей с окружающей средой.
Они выражают напряженные ритмы и сложные, многоуровневые взаимоотношения в современном обществе. Деконструктивизм (что соответствует его названию) избегает прямых линий и гармонически целостной, определенной картины мира.
Стиль представлен странными объектами, зачастую противоречащими всем законам функциональности, лишенными целесообразности и обоснованности.
В создании проекта здания происходит сочетание различных строительных технологий. И в связи с тем, что два одновременно одинаковых здания существовать не могут, проектирование такого рода конструктивов представляется сложной задачей. Здания создаются с нуля.
У зданий в стиле деконструктивизма как правило:
- смещен центр тяжести,
- искривлены основные конструктивы опор,
- окна расположены в неожиданных местах или вовсе отсутствуют.
Также в них сознательно создается иллюзия разрыва стен или потолков, внося дисгармонию в восприятие. Цветовая гамма построена на контрастной цветовой гамме в сочетании с черным. В архитектуре стиля используются всевозможные материалы без предпочтений.
Создавая архитектуру, зодчие общаются тем самым на своем особом языке, все творения складываются в причудливые формы, которые сложно поддаются нормальному восприятию. Многие представители деконструктивизма являют собой очень серьезных личностей, пишут философские труды. По мнению известного архитектора Питера Айзенмана архитектурные сооружения совсем не являются человеческими слугами, а обладают собственной жизнью.
Яркие представители стиля и их творения
Фрэнк Гери. Работы Фрэнка Гери считаются прихотью его воображения, он скорее «анти-архитектор». Характерные черты деятельности Фрэнка Гери в 1970-1980е годы — малобюджетные проекты с применением «сэконд-хэнд» материалов. Яркий пример — собственный дом в Санта Монике (1977-1979), вызывавший негодование соседей.
«Новая таможня» (1986–1987). Дюссельдорф, Германия – один из примеров стиля. Новая таможня – комплекс зданий «Художественного центра и центра средств массовой информации Рейнской гавани» в Дюссельдорфской гавани, построенных в стиле деконструктивизма, по проекту американского архитектора Фрэнка Гери.
Музей Гуггенхайма в Бильбао. Испания.Это здание – превосходный пример деконструктивизма. Формы лишены ясности, законченности и похожи на груду смятого металла, сломанных конструкций, опадающих и сползающих на наших глазах. Серебристые поверхности здания, блеск стекла, плавные изгибы линий завораживают, но одновременно создают ощущение болезненности и надлома, триумфа разрушительных, а не созидательных сил.
Танцующий дом – офисное здание в Праге, принадлежит творчеству архитектора из Хорватии Владо Милунич и архитектору Фрэнку Гери из Канады, которое символизирует танцующую пару.
Рисунок 1. Танцующий дом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Лос-Анджелес, концертный зал Диснея (Фрэнк Гери) – здание, обладающее необычными формами, дизайн фасада выполнен из нержавеющей стали, отражающей свет настолько сильно, что из-за нагрева асфальта пришлось заменить некоторые детали, а на остальные нанести специальное покрытие.
Рисунок 2. Концертный зал Диснея. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Зара Хадид (1950, Великобритания, стиль — деконструктивизм). Уникальность и нестандартность проектам Зары Хадид придают острые углы зданий, ломаные линии, перевернутые небоскребы. Ее творению принадлежит здание оперного театра в Гуанчжоу (Китай). Уникальное здание не имеет прямых углов, стены расположены под уклоном, напоминая гигантскую устрицу. Все творения архитектора имели под собой опору – землю, но зрительно воспринимались как висящие в воздухе.
Д. Либескинд. Американский архитектор родом из Польши Д. Либескинд создает проекты авангардных зданий. Жилой комплекс «Восхождение» в штате Кентукки – яркий пример творчества, состоящий из бетона и стекла, подобный огромной скале. Творчество Либескинда ассоциировано у архитектора с Концом, переосмыслением.
Для деструктивизма характерны неожиданные решения в виде изгибов линий, которые принадлежат основной конструкции, но не несут на себе никакой нагрузки, - лишь декоративную. Стальные и стеклянные здания – яркие тому примеры.