Классицизм
Классицизм представляет собой архитектурный стиль, главной особенностью которого является обращение к формам античного зодчества. Для архитектурных сооружений эпохи классицизма характерна регулярность планировки и четкость форм.
Архитектура классицизма основывается на античном ордере, для нее свойственны осесимметричные композиции, сдержанность декора и регулярная структурированная система планировки городских кварталов.
Язык архитектурного классицизма был сформулирован в период Возрождения венецианским архитектором Палладио и его последователями. Именно эти мастера абсолютизировали античное зодчество настолько, что стали применять упрощенные варианты ордеров при строительстве частных особняков (например, вилла Капра).
Что касается интерьеров в стиле классицизма, то они были разработаны шотландцем Робертом Адамом во время путешествия в Рим. На специалиста произвели огромное впечатление архитектурные фантазии Пиранези. Адам трактовал интерьер, как нечто изысканное, едва ли уступающее рококо. Благодаря своим работам Адам получил популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Адам в своих проектах стремился к полному отказу от деталей, не несущих конструктивной функции.
Сущность бюргерского классицизма
Бюргерский классицизм – одно из ответвлений классицизма, получившее распространение в период Нового времени в некоторых крупных европейских городах. В большей мере этот архитектурный стиль обслуживал запросы зажиточной бюргерской прослойки, которая значительно выделялась на фоне остального городского населения.
Типичный жилой дом, построенный в стиле бюргерского классицизма имеет три этажа, нередко дополненные мансардой. Внутри располагаются несколько квартир, из которых наибольшей роскошностью и богатством отличается квартира хозяина доходного дома. По сложившимся традициям такая квартира, как правило, располагается на втором этаже.
Рисунок 1. Классицизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помещения первого этажа обычно предназначались для хозяйственных целей, либо сдавались под административные и конторские заведения. Мансардный этаж был оборудован под жилье.
Центральная квартира, предназначенная для проживания владельца, была спроектирована по анфиладному принципу – она включала в себя парадные залы для церемоний (круглой или овальной формы в плане). В подобных залах нередко размещались богато декорированные панели, двери украшались резным орнаментом. В качестве иных декоративных элементов нередко использовались вазы и колонны, предусмотренные для декоративного обрамления гипсовых плафонов. Печи были круглой формы, паркетная доска на полу отличалась строго выверенным орнаментом. Помимо этого, могли использоваться живописные или скульптурные панно, барельефы и разнообразные элементы, показывающие принадлежность к трем классическим античным ордерам. Для сообщения между этажами здания использовались винтовые деревянные лестницы с декоративными перилами.
Фасады зданий часто симметричны. Данное свойство усиливалось оформлением центрального входа и балконов, расположенных на уровне второго этажа, относящегося к репрезентативной квартире домовладельца. Для оформления фасадов использовались ризалиты и пологие фронтоны, которые оригинально оформлялись окнами овальной формы. Отделка фасада часто отличалась тонкостью и плоскостью. В отделке первых этажей нередко применяли рустовку, окна оснащались декоративными наличниками, отличающимися друг от друга формой и профилировкой. В качестве украшения окон зданий использовались также такие элементы, как:
- сандрики;
- гирлянды;
- триглифы;
- пилястры.
Кровля здания в стиле бюргерского классицизма обычно покрывалась черепицей.
Рижский бюргерский классицизм
Максимально типичные сооружения, которые можно отнести к бюргерскому классицизму нередко можно встретить и в Латвии (например, дом №1 по улице Грециниеку в Риге или дом №17 по улице Шкюню).
Рисунок 2. Вилла Капра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следует отметить дом на улице Вецпилсетас, он находился во владении эльдермена цеха рижских перевозчиков латыша Яниса Крузе. Этот дом украшен эмблемой-логотипом домовладельца, происходившего из известной латышской фамилии Крузе.
Многие декоративные и конструктивные элементы бюргерского классицизма были использованы при решении фасадов загородных усадеб и домов рижских бюргеров (например, усадьба в Страздумуйже, усадьба в Клейстах).
Деятельность Кристофа Хаберланда
В Риге предвестником стиля бюргерского классицизма являлся известный строительный мастер Кристов Хаберланд. Он выработал свои навыки и приемы под непосредственным воздействием своего французского учителя – теоретика архитектуры и дизайна Жана Франсуа Тене-Форша.
На сегодняшний день точно известно, что именно Хаберланду принадлежит постройки, располагающиеся по адресам:
- улица Пилс, 9 (1780 год);
- улица Смилшу, 5 (1787 – 1794 год);
- улица Маза Пилс, 1 и 3 (оба построены в 1788 году).
Помимо этого, Кристоф Хаберланд построил здание Катлакалнской церкви в 1792 году. Следует также заметить, что авторство многих спорных сооружений не установлено, но предварительно считается, что они принадлежат его ученикам или последователям.
Сооружения, отличающиеся особыми архитектурно-композиционными решениями в стиле бюргерского классицизма, строились в конце XVIII века. Тип жилого сооружения в данном стиле, отнесенный к недвижимости со съемными апартаментами, был реализован в Риге именно архитектором Хаберландом. Впервые в истории строительства зданий и сооружений в Риге ему удалось совместить продуманные пропорции и весьма сдержанное применение элементов классицизма (особые композиционные черты проявлялись в оригинальном оформлении крыш домов). Отмечаются также индивидуальные особенности стиля архитектора в отделке интерьеров.