Сущность бристольского византизма
Под бристольским византизмом понимается ответвление неовизантийского архитектурного стиля, получившего свое распространение в XIX веке во времена историзма. Широко применялся в британском Бристоле, откуда и получил свое название.
Бристольский византизм появился под влиянием мавританской и византийской архитектуры, преимущественно его использовали при строительстве производственных сооружений, а также складов и фабрик.
Среди характерных черт бристольского византизма можно выделить:
- грубые строительные материалы;
- план в виде простых геометрических фигур;
- разноцветный фасадный кирпич (черный, желтый, белый и красный).
На первых этажах таких сооружений, как правило, предусматривались проходы в виде арок, а верхние этажи объединялись группами вертикальных и горизонтальных оконных проемов.
Считается, что первым зданием, построенным в стиле бристольского византизма, является Буш-Хаус. Архитектором проекта был Ричард Шаклтон Поуп, и на момент сдачи в эксплуатацию там разместили чайный склад. Трехэтажное здание в центре Бристоля имело каменный цоколь и прямоугольные оконные проемы, которые обрамлялись высокими полукруглыми арками и небольшим чердаком.
Из выдающихся архитекторов, работавших в стиле бристольского византизма, можно выделить:
- Джона Фостера;
- Уилльяма Брюса Джинджелла;
- Джона Генри Хёрста.
Одним из наиболее ярких образцов бристольского византизма является здание зернохранилища на улице Welsh Back. Здание было построено в 1869 году архитекторами Уильямом Венн Гофом и Арчибальдом Понтоном. Фасад сооружения украшали декоративные элементы из черного и белого кирпича и известняка, а основным конструкционным материалом был красный кирпич. Примечательно, что изначально здание было предназначено для хранения зерна, но в конечном итоге здесь расположили офисы. В 70-е – 80-е годы XX века здесь размещался клуб под названием «The Granary», в котором выступали многие известные рок-группы того времени. На сегодняшний день в отреставрированном здании разместили жилые помещения.
Рисунок 1. Бристольский византизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Среди прочих интересных сооружений в стиле бристольского византизма можно выделить дом на улице Kin Street, возведенный в 1870 году. Множество построек в Бристоле сохранилось на улице Victoria Street, поскольку ее стремились застроить в едином архитектурном ансамбле в конце XIX века.
Неовизантийский стиль
Как уже отмечалось выше, архитектурный стиль «Бристольский византизм» является одним из течений неовизантийского архитектурного стиля. Неовизантийский же стиль образовался в период историзма в Западной Европе в 1840-е годы.
Неовизантийский стиль во многом опирался на византийское искусство VI – VIII веков нашей эры. Наиболее яркой иллюстрацией этого можно назвать церковное зодчество. Художественным и идеологическим образцом для всех сооружений можно назвать Софийский Собор в Константинополе. Бристольский византизм отличался от оригинала большей долей эклектики в фасадах, а также назначением сооружений (строились лишь промышленные объекты).
У храмов византийского стиля купола выполнены в приземистой форме и располагаются на низких барабанах, которые, как правило, опоясываются цепной оконной аркадой. Центральный купол в таких постройках много больше всех остальных. Барабаны малых куполов здесь нередко выступают в качестве апсид или барабанов, наполовину утопающих в крыше. Купола такой формы в архитектуре получили название «конхи». Внутренний объем зданий обычно не разделялся пилонами или крестовидными сводами. Таким образом получалось, что церковный зал внушал зрителю ощущение просторности и был способен вмещать до нескольких тысяч прихожан одновременно. Похожие храмы строились и на окраинах Российской империи, преимущественно на юге и на Балканах.
Неовизантийский или «псевдовизантийский» стиль был широко распространен в конце XIX – начале XX веков в храмовой архитектуре России. Нередко сооружения возводились в подражание Софийскому собору. Весьма яркой иллюстрацией псевдовизантийского стиля в архитектуре является Никольский Морской собор в Кронштадте, построенный в 1914 году архитектором В.А. Косяковым.
Храм Святого Саввы
Данное сооружение располагается в Белграде (Сербия). Известно, что здание было построено на месте сожжения мощей святого Саввы в 1594 году. Храм является мемориальным сооружением и по совместительству одним из крупнейших православных храмов. Примечательно, что отделочные работы в здании продолжают до сих пор.
После многочисленных архитектурных конкурсов и проектирования, продолжавшегося несколько десятилетий, строительство было начато в 1935 году. Двенадцатиметровые стены здания возводились до 1939 года.
Во время Второй мировой войны монтажные работы были прерваны, их возобновили лишь в 1986 году. Купол храма был завершен к 1989 году.
Рисунок 2. Собор Святого Саввы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 2004 году состоялось официальное открытие храма, хотя некоторые помещения всё еще не были закончены.
Архитекторами проекта были Александр Дероко и Богдан Несторович. В своем проекте они применили классический византийский стиль эпохи правления Юстиниана I. При создании ключевых форм сооружения авторы опирались на главный собор Византийской империи – Собор Святой Софии в Константинополе. Следует отметить, что по своей планировке Храм Святого Саввы несколько отличается от «старшего» образца, поскольку здесь не было осуществлено слияние базилик и центрального строения. Сербский средневековый стиль иллюстрирует добавление четырех башен вокруг главного купола сооружения.
Сооружение по своим габаритным размерам и площади застройки примерно соответствует константинопольскому оригиналу. Однако, Софийский собор всё же имеет больший диаметр купола (35 метров) и на несколько метров превосходит в высоте.