Дзонг
Дзонг – крепость, в которой обычно размещается буддийский монастырь и администрация.
Архитектура дзонгов характерна для Бутана, Тибета и прилегающих к Тибету буддийских территорий. Дзонги состоят из массивных стен, башен, верениц внутренних дворов, храмов, административных зданий и помещений для проживания монахов. Как правило, дзонги располагаются в горах и защищаются скалами.
Примечательно, что некоторые дзонги располагаются за пределами Гималаев (например, в университетском городке Эль-Пасо).
Рисунок 1. Пунакха-дзонг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо функции военного укрепления дзонг может использоваться как:
- монастырь;
- университет;
- центр управления;
- культурный центр.
На территории дзонгов проводятся ежегодные праздники цечу.
Если говорить о строительстве дзонгов на территории Бутана, то оно началось по инициативе Шабдрунга в XVII веке. Дзонг на территории Гималаев является обителью и крепостью, поэтому их строили в самом неприступном месте – на откосе или на вершине скалы, чтобы обитателей не застали врасплох.
Современные специалисты в области военной стратегии отмечают, что дзонги хорошо расположены с точки зрения их функции в качестве оборонительного сооружения. Например, дзонг Тактсанг базируется на крутом склоне. Одна из его главных стен упирается в скалу, в другая нависает над пропастью. Дзонг Пунакха расположен на холмистом рельефе, а река Мо-Чу огибает её с тыла таким образом, что дзонг защищен со всех сторон. Таким образом блокировались любые нападения со стороны южных захватчиков, пытавшихся захватить крутые склоны Гималаев.
Косвенно наличие дзонгов способствовало объединению страны в период правления Шабдрунга. Они помогали укрепить независимость и обеспечить защиту от вторжений как с юга, так и со стороны Тибета. Известно, что в строительстве дзонгов принимало участие все населения округа, нередко работа продолжалась по нескольку десятков лет. Практически любой дзонг располагается в стратегически важном месте и защищается природными барьерами в виде рек или гор.
К наиболее известным дзонгам можно отнести:
- Тонгса-дзонг;
- Пунакха-дзонг;
- Таксанг-лакханг.
Тонгса-дзонг
Эта крепость располагается в центральной части Бутана. Во многом благодаря крепости Тонгса вокруг образовался одноименный город, который является столицей исторической провинции Тронгса.
В переводе с языка дзонг-хэ название монастыря означает «новое поселение». Сооружение считается самым большим дзонгом в Бутане. Внутри, помимо монастыря, располагается администрация поселения. Нередко источники описывают дзонг как дракона, пролетающего над вершинами гор.
Первый храм здесь был построен ламой школы Друкпа Кагью Вангчук в 1543 году. Сам же дзонг образовался в 1644-м. Он был построен в качестве укрепления. В некоторой степени именно этот дзонг стал опорой династии Вангчук, которая пришла к власти в 1907 году. Данное сооружение было признано столицей династии, однако, в связи с тем, что вся культурно-политическая жизнь проходила в западной части Бутана, столица была перенесена в Пунакху, затем в Тхимпху.
Рисунок 2. Тонгса-дзонг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Расположение дзонга также примечательно. Он базируется таким образом, что держит под контролем основной проход по ущелью, соединяющему восточный и западный Бутан. Закрытие дзонга означает разделение страны на две части – восточную и западную. Над дзонгом располагается сторожевая башня, с которой удобно осуществлять обстрел нападающих.
В результате одного из землетрясений в крепостной стене образовалась серьезная трещина, угрожающая безопасной эксплуатации сооружения. Для усиления конструкции были приглашены европейские инженеры-конструкторы.
Пунакха-дзонг
Название дзонга переводится как «дворец великого счастья». Эта крепость-монастырь является основным зданием города Пунакха в Бутане. Дзонг имеет культурно-историческое значение, поскольку с давних времен является столицей исторического региона.
На протяжении многих лет сооружение являлось зимней резиденцией короля, на сегодняшний же день Пунакха-дзонг – зимняя резиденция Дже Кхемпо – главы бутанского буддизма, перемещающегося сюда в холодный период вместе с 300 монахами (дзонг Пунакха располагается в теплой климатической зоне).
В качестве строительной площадки для дзонга было выбрано место слияния рек. Доступ к сооружению был обеспечен с помощью Консольного моста через реку Мо-Чу (он функционирует и по сей день). За время своего существования дзонг пережил множество пожаров и землетрясений. Последнее стихийное бедствие случилось в 1994 году, когда дзонг пострадал от наводнения, вызванного селевыми потоками.
Таксанг-лакханг
Все монастырские объекты данного комплекса органично интегрированы в скалистый рельеф. На сегодняшний день известно о восьми пещерах на территории Таксанга, четыре из которых являются относительно доступными. Та пещера, в которую по легенде вошел Падмасабхава (индийский учитель тантры) сразу же после полета на тигрице, называется Тхолу Пхук. Вторая, в которой он проживал и медитировал долгое время называется Пел Пхук.
В 1998 году монастырь почти полностью сгорел. Однако, в 2005 году комплекс сооружений восстановили.
Считается, что Падмасабхава велел просветленным монахам построить монастырь именно в этом месте. Вход в главную пещеру узкий. В темных коридорах можно увидеть несколько изображений бодхисаттв, освещенных лишь тусклым светом масляных ламп. В пещерных кельях хранятся буддийские священные писания, выполненные с использованием золотой пыли и порошка из костей лам.
Все здания комплекса соединены между собой лестницами, вырубленными в скале. Помимо этого, предусмотрено несколько шатких мостиков из дерева, соединяющих дорожки и лестницы. Самый верхний уровень храма занимает статуя Будды. В каждом из зданий есть балкон, с которого зрителю открывается прекрасный вид на Долину Паро, располагающуюся ниже уровня храма.