Сущность стиля бозар
Архитектурный стиль бозар был сформирован в середине XIX века. Особенностью этого стиля является то, что сооружения включают в себя элементы барокко, античности и ренессанса.
Характерными чертами стиля бозар можно назвать:
- массивность и крупные размеры объектов;
- применение камня как конструктивного строительного материала;
- балконы;
- обилие декоративных украшений, таких как гирлянды, медальоны или щиты;
Для зданий в стиле бозар характерны строгая симметрия, гармония утилитарных и благородных пространств, применение во внешнем и внутреннем декорировании элементов французской и итальянской архитектуры. Богатый декор здесь выражается в эффектной лепнине, барельефах, а также крупной скульптуре.
Считается, что стиль бозар сформировался благодаря деятельности парижской школе изящных искусств. Здесь были сформулированы принципы стиля в архитектуре, дизайне, мебели и даже тканях. Основной концепцией бозара всегда была упорядоченность ключевых элементов декорирования, а также торжественность и изысканная орнаментация. В этой связи данный стиль можно назвать эклектическим, ведь в нем весьма органично сочетаются черты древнеримской и древнегреческой архитектуры.
Рисунок 1. Дворец Трокадеро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для зданий в стиле бозар характерным является применение парных колонн, куполов, выступающих фасадов и высоких парапетов. К середине XX века от стиля бозар отказываются практически везде, это происходит по причине излишне праздничного облика зданий. Однако, к концу XX века некоторые ключевые аспекты бозара были возрождены постмодернистами.
В архитектурном стиле бозар особое внимание уделяется античным принципам, таким как:
- симметрия;
- геометрия;
- пропорция и порядок составных частей.
Рисунок 2. Мост Александра III. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Об этом могут свидетельствовать уцелевшие памятники римской архитектуры. Вытянутость пропорций средневековых зданий в бозаре сменяет упорядоченное расположение колонн, пилястр и притолок, а на смену несимметричным элементам приходят полукруглые арки, купола в виде полусфер и эдикулы.
Бозар в Европе
В Париже существует несколько зданий, построенных в этом стиле. Например: Вокзал д’Орсе, Дворец Трокадеро и мост Александра III.
Строительство последнего сооружения было связано с политическими событиями конца XIX века, когда произошло дипломатическое сближение России и Франции. Мост должен был символизировать союз двух великих держав на фоне назревающей первой мировой войны.
Известно, что первый камень в строительстве моста заложил император Николай II. Возведение продолжалось в течение 5 лет и было завершено в 1900 году. В 1997 году была организована реставрация объекта, он функционирует и по сегодняшний день.
Бозар в США
Примечательно, что диплом французской Школы изящных искусств считался залогом успешной карьеры архитектора не только во Франции, но и в других европейских странах, а также в США. Специалисты, закончившие это учебное заведение, сделали бозар главенствующим направлением архитектуры в США в период с 1890 по 1920 годы.
Надо сказать, что американский бозар несколько отличается от французского. К этому стилю в США относят сооружения конца XIX века, имеющие вид громоздких, многоэтажных общественных центров с характерными французскими башенками и мелкими деталями. Американская градостроительная реформа начала XX века дала толчок распространению итальянского ренессанса и даже неоклассицизма в США.
В данном стиле в США главным образом возводились такие общественные здания, как музеи, железнодорожные вокзалы и библиотеки, однако известны случаи частных построек в стиле бозар, когда богатые промышленники заказывали для себя роскошные особняки у маститых архитекторов.
В результате вышеописанных событий в США появилось множество районов с различными государственными зданиями, роскошными частными постройками, широкими бульварами и просторными парками.
Что касается Школы изящных искусств во Франции, то она объединяла в себе несколько ранее существовавших французских королевских академий искусств. Она была признана лучшей школой архитектуры в своем роде, туда стремились попасть многие будущие архитекторы со всего мира.
Такие американские архитекторы, как Раймонд Худ, Джон Поуп и Луис Салливан некогда являлись студентами этого легендарного учебного заведения.
Бозар коснулся и государственных сооружений, а также городского планирования. В этой связи в нем возникает такое течение, как «Прекрасны город», его последователи стремились усовершенствовать внешний вид города с помощью ландшафтного дизайна и архитектуры. Специалисты считают, что ключевым аспектом этого течения было желание сделать американские города более конкурентоспособными на фоне их европейских побратимов. Для этих целей хорошо подходил стиль бозар, центры городов стали более привлекательными, за несколько десятилетий в них стало гораздо приятнее работать и тратить деньги. Американские градостроители находились под впечатлением от европейских сооружений в стиле бозар, они верили в то, что подобная красота способна изменить жизнь общества. Архитекторы разрабатывали проекты для центральных районов американских городов, парков и бульваров.
Примером их работы может служить Белый Город, созданный для Всемирной колумбийской выставки 1893 г.
Проект состоял из композиции нескольких зданий. Все постройки были одинаковой высоты и со схожим декором, их объединял ярко-белый цвет фасадов, который формировал тщательно продуманный ансамбль.
В США стиль бозар можно увидеть в оформлении множества гостиниц, ратуш, зданий офисов, музеев, библиотек и даже целых кварталов жилых домов. Все эти постройки объединяет строгая симметрия, гармония, дизайнерское разнообразие деталей итальянской, греческой и французской архитектуры, множество величественных скульптур, а также сложный орнамент с золотыми вставками.