Сущность архитектурной школы прерий
Архитектурная школа прерий – направление в архитектуре конца XIX — начала XX века. Оно получило распространение на Среднем Западе США и является одним из течений «органической архитектуры».
Отличительными чертами данного архитектурного направления являются:
- обилие горизонтальных линий,
- преобладание плоских кровельных конструкций,
- широкие выступающие карнизы,
- причудливый орнамент.
На стиль прерий повлияли конструктивные особенности храмов Японии, с которыми американцы познакомились в первый раз незадолго до появления нового течения. Считается, что инициатором и родоначальником течения является Луис Салливан, а его ученик, Фрэнк Ллойд Райт стал одним из самых ярких и известных представителем архитектурной школы прерий.
Фрэнк Ллойд Райт
Этот выдающийся американский архитектор родился 8 июня 1867 года в городе Ричленд-Сентер, Висконсин, США. По заключению Американского института архитекторов, он является самым влиятельным архитектором США, а Британская энциклопедия упоминает его как «творческого гения американской архитектуры».
Рисунок 1. Дом над водопадом, Пенсильвания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Райт в 1885 году поступил на инженерный факультет Висконсинского университета, но так и не окончил его. Позже устроился в контору Джозефа Лаймана Силсби, а уже через год переходит на работу к Луису Салливану. В 1893 году открывает свою фирму в чикагском пригороде Оук-Парк, где воплощает свою идею: мечту об органической и естественной архитектуре. И у него получилось, он освободил архитектуру из плена неестественности, излишка деталей и украшений, громоздкости форм, однообразия конструкций. Его сооружения кардинально различались с традиционными викторианскими особняками.
Особенности архитектуры Фрэнка Райта
Стиль прерий имеет некоторые особенности:
Горизонтальность и приземистость. Постройки архитектора будто тянутся не ввысь, а вдоль. Как говорил сам Райт: «Дом не должен возвышаться на холме. Он должен быть или холмом, или его частью». Строения редко были выше двух этажей, а если и были, то сливались с рельефом, припадая к земле будто кусты или валуны камней. Этому помогает упор на прямоугольную форму, горизонтальные линии, широкие карнизы, заметные выступы кровли и скрытый цоколь. Первые дома, которые спроектировал Фрэнк имели крестообразную или Т-образную форму. С течением времени конструкция упростилась, но не потеряла своей надежности, и в наше время здания имеют форму прямоугольника или Г-образную форму.
Угловатость и строгость линий. Из японских архитектурных стилей, а именно экстерьера и облика храмов, Райт подчерпнул принцип органичности. У стиля «минимализм» он заимствовал лаконичность и линейность геометрии. С помощью ортогональных эркеров и квадратных колонн архитектор сделал акцент на резкую отчетливость прямоугольных фасадов. Но даже угловатые и строгие черты не мешают гармонии архитектуры и пейзажа.
Сегменты и секции. Здания в данном архитектурном стиле являются целостными, но на вид выглядят как отдельные плоские коробки, которые сложили вместе. Индивидуальность секций выделяют различными фактурами (например, бетон сочетают с кирпичной кладкой). Вертикально сооружения делят колонны и выступы, а горизонтально – перепады покрытий.
Широкая и плоская крыша. Кровля является важной частью органической архитектуры выразительным средством, подчеркивающим горизонтальность домов. В большинстве случаев крыши имели широкий свес, а также 3 или 4 ската, в которых прослеживались японские мотивы.
Наличие террас и открытая планировка. Обязательным признаком жилых домов Фрэнка Райта являются широкие террасы. Внутренняя планировка отличается небольшим числом перегородок, помещения как будто перетекают друг в друга, обеспечивая эффект бесконечности.
Огромные панорамные окна. К окнам располагает и горизонтальная направленность строения, и ровные четырехугольники стен. Райт считал, что панорамные окна являются лучшей связью с окружающей природой, а большие размеры окон гарантируют достаточно высокий уровень освещенности днем, а также отражают пейзаж снаружи. Часто такие окна обеспечивают раздвижными механизмами, что позволяет устроить выход на террасу. Также основным признаком стиля прерий является условность границы между внутренним и наружным пространством. В таких домах не проектируют арок, а дверные проемы прямоугольные и размашистые.
Натуральность и комбинированность отделки. Сначала дома Райта были выполнены только из природных материалов. Использовались сочетания бетона, кирпича, стекла, естественного камня, дерева и керамических блоков. Такие решения помогали разграничивать дом на сегменты, выделяя каждый из них. Кровля чаще всего выполнялась из натуральной черепицы или профнастила.
Сдержанность палитры. Цветовые предпочтения имели спокойный характер, использовались коричневые, серые и белые оттенки. В большинстве случаев крыши были темнее стен, что помогало вытянуть сооружение вдоль.
Архитектурный стиль прерий отличен от скандинавского дизайна, где формы тоже стремятся к единству с природой и весьма комфортны, практичны и функциональны. Здания Райта, в отличие от других, как будто продолжают ландшафт, черпая из него все необходимое. Дома прерий просторные, уютные, скромные, легкие и элегантные.
Примеры зданий
Фрэнк Райт в 1911 году построил собственный дом в данном архитектурном стиле. Резиденция «Талиесин» представляет собой три крыла, включающие в себя жилое помещение, офис, хозяйственные постройки. Конструкции здания неоднократно были повреждены в результате пожаров. Первый пожар случился в 1914 году, а второй в 1925 году, после этого здание полностью перестраивалось несколько раз.
Рисунок 2. Резиденция «Талиесин».Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дом над водопадом – загородный дом на юго-западе штата Пенсильвания. Здание построено над небольшим водопадом, на что указывает его название. Считается эталоном органической архитектуры. При проектировании Райт хотел, чтобы заказчики «жили с водопадом, а не просто смотрели на него». Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась как деталь оформления интерьера.