Появление романтизма в архитектуре
Романтизм (франц. romantisme) - идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII – 1-й половины XIX веков. С точки зрения Карла Маркса романтизм является своеобразной реакцией на Французскую революцию.
Эпоха Просвещения завершается великой французской буржуазной революцией. Такие творческие деятели, как музыканты, писатели, художники и архитекторы стали свидетелями переломных исторических событий, революционных потрясений, довольно заметно преобразивших жизнь европейцев. Многие из них радужно приветствовали пришедшие с революцией изменения – восхищались идеями Свободы, Равенства и Братства. Царством добра, искренности и порядка искренние романтики считали патриархальное общество.
В попытках поэтизировать прошлое романтики обращаются к старинным легендам и народным сказкам. Поэтому в каждой стране Европы романтизм обретает собственный, самобытный облик: в Германии – мистический, в Англии – личностный, во Франции – заключающийся в необычных историях. Тем не менее всё это было объединено в одно течение, называемое романтизмом.
Надо сказать, что мир до революции был чётко упорядочен, в нём каждый человек занимал определённое место в иерархической социальной системе. Революция же сломала систему, а новое ещё не было создано, поэтому логично, что у отдельных людей возникало чувство одиночества.
Оранжерея замка Леднице. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Оранжерея замка Леднице. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ранний романтизм носил довольно изменчивый и живой характер. Он признавал ценность культур, разительно отличавшихся от греческо-римской античности. Например, большое внимание уделялось Восточной культуре с её художественными и архитектурными мотивами. Архитекторы эпохи Романтизма пытались приспособить культуру Востока к европейскому вкусу, вследствие чего происходит переоценка архитектуры средних веков и начинают признаваться архитектурные и художественные достижения готического направления. Резюмируя вышесказанное, можно выделить такие аспекты романтизма, как:
- центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества;
- взаимопроникновение жанров и родов, их взаимопроникновение;
- стремление к идеалу, совершенству.
Концептуально связь с природой означает популярность таких свободных композиций, как японский или китайский сад. Романтизм достаточно ярко наблюдается в живописи и графике того времени, в архитектуре же, для сравнения, его влияние отслеживается менее отчетливо (Например, ложная готика).
Ложной готикой называют направление в архитектуре XVIII – XIX веков, которая была направлена на возрождения форм и некоторых конструктивных особенностей средневековой готики.
В борьбе с официальным академическим классицизмом образуется большинство известных ныне национальных школ романтизма в изобразительном искусстве. Это произошло во многом благодаря таким известным представителям романтизма, как Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, У. Тернер. Теоретические основы романтизма были сформированы Ф. и А. Шлегелем и Ф. Шеллингом.
Особенности романтизма в архитектуре
Начало использования новых строительных материалов, изделий и конструкций, а также методов расчета ознаменовало начало новых эпох – классицизма и романтизма. В связи с этим в конце XVIII и начале XIX вв. в Англии и Франции широко начинают распространяться металлические конструкции в строительстве. Примечательно, что изначально они применялись в различных инженерных сооружениях, что сопровождалось развитием научных теорий в этой сфере. Всё это привело к тому, что в 1719 и 1755 годах были рассмотрены вопросы проектирования моста с применением металлических конструкций.
Стоит отметить, что широкое применение таких конструкций стало возможным во многом благодаря появлению дешевой технологии получения железа, и как следствие – чугуна и стали.
Таким образом на смену простоте и замкнутости архитектурных форм классицизма приходят сложные силуэты зданий, огромное разнообразие форм и свобода планировочных решений, предлагаемые романтизмом, в котором потеряли господствующее значение принципы симметрии и другие формальные композиционные решения. Готика становится ключевым направлением в романтизме, несмотря на то, что он притянул в себя множество аспектов различных культур, далёких от европейцев.
Сооружения в стиле романтизм
Первый мост из чугуна удалось построить только в 1779 г. Он служил переправой через самую длинную реку Северн в Англии. Имеющий небольшую длину (всего 30 метров) он стал своеобразным прорывом в области металлических сооружений и уже в конце XVIII века чугунные мосты в Европе достигают длины 70 метров. Ярким примером такого сооружения может служить мост Сандерленд Бридж в Англии (1793-1796).
В конце XVII века чугун применяется при строительстве зданий. Одним из самых примечательных проектных решений для того времени является складское помещение в Манчестере (1801), имеющее чугунный восьмиэтажный каркас. Также в Англии появляются чугунные конструкции соборов (например, Ливерпульский собор имеет такое проектное решение). Массивный характер вышеописанным постройкам придавал металл, обычно используемый в соответствии с традиционными представлениями о конструктивных особенностях сводов.
Рисунок 2. Оранжерея из стекла и металла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Во Франции железо изначально применялось в качестве вспомогательного материала при строительстве. Однако позднее, после открытия законов статики в теоретической механики, металл начинают использовать в качестве основных несущих конструкций, они придают сооружениям индивидуальность на фоне других зданий и формируют собственный образ архитектуры. Из особенных сооружений архитектуры романтизма можно выделить такие, как:
- оранжерея ботанического сада в Париже, построенная в 1833 году архитектором Руо (она считается первым сооружением, при строительстве которого использовались только такие материалы, как железо и стекло);
- оранжерея Ледницкого замка, построенная в 1845 году архитектором Девьеном;
- Хрустальный дворец (Кристал палас), заслуживший наибольше внимание на первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году;
- дворец по проекту Д. Пакстона.
Известно, что Хрустальный дворец, сгоревший при пожаре в 1937 году, произвел на современников огромное впечатление. При этом успех таких сооружений стимулировал появление металлических конструкций в обыденной строительной практике середины XIX века.