Архитектура Германии в стиле барокко
Барокко – это стиль в архитектуре европейских стран, особенно проявившийся в ландшафтных и садово-парковых ансамблях.
В искусстве германского барокко проявлялись новые представления людей о сложности мира, его безграничности и постоянной изменчивости.
Упадок строительства в Германии, связанный с Тридцатилетней войной (1618 – 1648), давал о себе знать на протяжении всей второй половины XVII века. Бедность народа была практически повальной, что не позволяло направить внутреннюю обстановку в стране в мирную колею. Строительство приобрело широкий размах лишь в начале нового XVIII столетия.
Война привела к сильнейшей территориально-политической раздробленности Германии, что на фоне отставания государства от ведущих держав обуславливало его стилистическую неоднородность, а также наличие иностранных влияний в отдельных региональных архитектурных школах:
- французское зодчество оказывало влияние на Западную Германию, Баварию;
- нидерландская архитектура – ан северную часть государства;
- итальянское зодчество – на Южную Германию (например, Аугсбург).
Значительную роль в архитектуре барокко сыграла эмиграция итальянцев. Среди последних необходимо отметить Агостино Барелли, Антонио Петрини, а также Гаэтано Киавери. В новом для Германии стиле начинают строиться ратуши, жилые дома и другие светские постройки.
С окончанием Тридцатилетней войны в центральной Европе началось постепенное обновление архитектурных традиций: в начале ведущую роль играли итальянцы, а уже с 80-х годов XVII века в Баварии начали появляться первые творения великих мастеров (например, церковь в Каппеле Георга Дитценхофера и аббатство в Обермархтале). В начале XVIII века на архитектурную сцену выходит сразу несколько ключевых фигур, родившихся между 1655 и 1670 гг. Многие из этих мастеров получили образование в Италии.
По образцам Версаля в Германии был запроектирован город-резиденция Карлсруэ (архитектор Л.Ф. де ла Гепьер). Основатель города К. Вильгельм распорядился, чтобы главные улицы поселения располагались в форме лучевых ответвлений от центрального дворца. Благодаря такой планировке Карлсруэ называют городом-веером.
Рисунок 1. Дворец Сан-Суси в Потсдаме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Баварский двор в начале XVIII стал центром французского влияния. Вероятнее всего, это произошло по причине того, что именно он выступал в качестве союзника Франции в войне за испанское наследство. Француз Франсуа Кювилье активно способствовал распространению в Германии архитектуры рококо. Наиболее известная его работа – павильон Амалиенбург в Нимфенбургском замке.
В Баварии работало большое количество талантливых мастеров, создававших характерные для барокко произведения. Среди них - церковь Иоганна Непомук (Мюнхен), архитектор – Е.-К. Азам).
Наиболее значительным представителем берлинского барокко можно называть Андреаса Шлютера. Что касается перехода германского барокко к классицизму, то весьма четко он отражается в творчестве Георга Кнобельсдорфа (одноэтажный дворец Сан-Суси в Потсдаме). Во внешнем виде оперного театра в Берлине (1750) уже начинает прослеживаться некоторое влияние классицизма. Например, в ордерной системе фасада и коринфском портике. Однако, интерьер здания все еще оставался близок к более раннему рококо.
Образцы стиля
В Италии барокко XVII века выражало торжество абсолютистского государства и церкви. Стиль был связан напрямую с католическими реформами.
Как уже отмечалось выше, стиль барокко пришел в Германию после Тридцатилетней войны. Первоначально здания здесь строились по французскому образцу, подражая облику архитектуры Людовика XIV в Версале.
Взаимодействие архитектуры, живописи и скульптуры являлось одним из важнейших черт архитектуры барокко. Одним из примечательных зданий является Вюрцбургская резиденция императора. Ее строительство началось по проекту Иоганна Бальтазара Неймана (1720 г.). Автор фресок на лестнице – художник Джованни Баттиста Тьеполо.
Стиль рококо являлся последним, завершающим этапом барокко. Внешние и внутренние декоративные детали приобретали более яркий характер.
Следует также упомянуть монастырь Вельтенбургя, аббатство Этталь и церковь Святого Яна.
Прусская метрополия
В северной части Германии архитектура испытывала очевидное голландское и французское влияние. Крайности архитектуры уравновешивались классическими элементами (например, ордерами). В большей мере это касалось фасадов зданий, поскольку в интерьерах здесь доминировало барокко.
В начале нового столетия Андреас Шлютер руководил реконструкцией и расширением Королевского дворца, руины которого были снесены уже во времена ГДР. Перед главным проходом дворца возвышалась мощная статуя Фридриха Вильгельма, автором которой также был А. Шлютер. Следует заметить, что памятник и главный портал – ключевые элементы, определившие облик площади Берлина на долгие годы. На сегодняшний день данной площади не существует, а конная статуя располагается у дворца Шарлоттенбург.
Шлютер также занимался строительством берлинского Цейхгауза. Для украшения оконных проемов он применял известную серию голов умирающих воинов. Целью автора было не только изобразить страдания людей, но и передать их силу и мужество. Авторитет архитектора был настолько велик, что Петр I пригласил его возглавить несколько проектов в Санкт-Петербурге. Однако, проявить себя в России архитектор так и не успел, в 1714 году он умер.