Английский стиль в интерьерах
Английский стиль – это стиль, созданный Уильямом Моррисом (1834 – 1896) на основе средневековых английских интерьеров.
Спроектированный по просьбе Морриса Ред-хаус («Красный дом») архитектора Филиппа Уэбба наглядно демонстрирует идеи, которые были сформулированы Моррисом. Это был первый шаг к современной интерпретации дизайна. Моррис сумел взять все самое лучшее от старых английских стилей (в особенности георгианского и викторианского), у него получилось использовать все ключевые элементы в новых условиях. В результате английский стиль в интерьерах стал весьма эклектичным, основанным на знаменитых стилях, существовавших в истории английского дизайна.
В период правления Королевы Елизаветы (1533 – 1603) стиль эпохи Ренессанса добрался до берегов Британии, в то время как в Италии он уже стремился к закату. Интересно, что поначалу жители Туманного Альбиона никак не восприняли новые веяния. Так продолжалось до тех пор, пока два английских архитектора не повлияли на развитие классической составляющей архитектуры. Первым из них был Иниго Джонс, побывавший в Италии в начале XVII столетия и очарованный её архитектурой. В середине же века тон в искусстве и архитектуре стал задавать второй мастер – Кристофер Рен (1632 – 1723).
Рисунок 1. Декоративные детали. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В истории английского дизайна с начала XVIII века можно выделить следующие наиболее яркие стили:
- Стиль Адам;
- Стиль чиппендейл и рококо;
- Георгианский стиль;
- Стиль Хэпплуайт;
- Стиль королевы Анны;
- Стиль Шератон;
- Викторианский стиль.
Стиль Адам был назван по фамилии братьев, производивших мебельные шедевры. Они были законодателями моды в английском дизайне во второй половине XVIII века. Считается, что на их творчество сильно повлияли французское рококо и древнеримский стиль Помпеи. Роберт Адам (1728 – 1792) и его младший брат Джеймс (1730 – 1794) были настоящими мастерами классических интерьеров. Отличительной чертой их мебели были цвета обивки – матово-голубой, светло-серый и приглушенный желто-зеленый.
Что касается стиля рококо, то в сравнении с французской, английская его версия отличалась более внушительными размерами предметов мебели. Для этого стиля характерны с прямыми ножками. Форма спинки стульев и диванов здесь отражала влияние восточных культур (в частности, китайской). Данный стиль был неразрывно связан с профессиональной деятельностью Томаса Чиппендейла (1718 – 1779), английского мастера мебельного искусства. Стулья и кресла чиппендейл представлялись более мужскими и массивными, чем женственная мебель Королевы Анны.
Георгианская эпоха была названа по имени Георгов I, II, III и IV – королей Англии с 1714 по 1830 гг. На мебельных мастеров этого периода сильно повлияли классические каноны Древней Греции и Рима. В те времена было популярно внимание к мелким деталям мебели. Некоторые дизайнеры до сих пор любят подражать этому стилю и нередко используют его в современных проектах.
Расцвет деятельности мебельного специалиста Генри Хэпплуайта приходился на 1775 – 1786 гг. Его стиль характеризовался прямыми ножками столов и стульев. Главная его особенность – изящные спинки, выполненные в форме щита, страусового пера или пальмовых ветвей.
Рисунок 2. Стул эпохи королевы Анны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стиль королевы Анны был назван по имени английской королевы, правящей с 1702 по 1714 гг. Для этого периода была характерна весьма изящная мебель. Все изделия имели прихотливые изгибы и легкую форму. Интересно, что в декоре стиля королевы Анны пролеживалось довольно сильное влияние китайской культуры. Кресло королевы Анны с характерными витыми ножками (кабриоль) не потеряло актуальности даже на сегодняшний день. Нередко такие кресла украшают элегантные заведения общепита.
В период господства Викторианского стиля мебель и интерьеры отличались весьма богатым декором. Этот период также вошел в историю под названием розовато-лилового десятилетия, поскольку королева Виктория и императрица Евгения публично хвастались розовато-лиловыми платьями. Дизайн сочетал в себе готические интерпретации, стиль ренессанс и нотки восточных стилей.
Стиль королевы Анны в мебели и интерьерах
Следует отметить, что королева Анна, от которой произошло данное название, искусством не интересовалась вовсе. Она любила охоту, карты и бренди. В этой связи появлению нового стиля Англия была обязана не ей, а Вильгельму Оранскому.
Аильгельм Оранский – жених сестры Анны, Мэри, после свадьбы привез из Голландии свою мебель, которая и оказала влияние на стиль английских образцов.
В качестве идеального примера стиля Королевы Анны в интерьерах может служить собор Святого Павла (архитектор - Кристофер Рен).
Маленькие консольные часы в корпусе, изготовленном из черного дерева и серебра, – одна из ключевых деталей эпохи королевы Анны.
В период правления королевы в архитектуре господствовал стиль барокко. Ему были присущи яркие и экспрессивные формы, богатая игра света и тени, а также изобилие золотых деталей (в основном в интерьере). В каждом приличном доме этой эпохи было много роскошной мебели, огромных гобеленов и огромных зеркал. Золотистая ореховая мебель сменила мрачную дубовую. Еще одним символом данной эпохи можно назвать элегантный ореховый стул со спинкой в форме вазы и с характерной дощечкой в центре. Считается, что его форма отчасти заимствована от китайских образцов того времени.
При королеве Анне появилось знаменитое «дедушкино кресло» с высокой спинкой. Чаще всего оно было обито гобеленом с растительными орнаментами. Мода на восточные предметы интерьера породила лаковые кабинеты с карнизами в виде пагод. Что касается нынешних интерьеров, то этот стиль еще используется для оформления домашних кабинетов в современной классике.