Архитектура второй половины 19 века
Одной из главных тенденций в архитектуре, с которой стоит начать рассматривать этот период, является переход от русского классицизма, длившегося почти век, к эклектике. Эклектику зачастую не относят к архитектурным стилям, поскольку сама она ничего не создает, а лишь сочетает уже разработанные ранее элементы других стилей.
Этот микс одновременно подражает древнерусскому стилю, барокко, готике, ренессансу.
В этот период возводятся несколько знаменитых сооружений:
- Большой Кремлевский дворец, архитектор К. А. Тон;
- Чайный дом на Мясницкой;
- храм Христа Спасителя, архитектор К. А. Тон;
- собор Святого Владимира в Севастополе.
Источником вдохновения для архитекторов служили традиции, но они пересматривались и смешивались на новый манер. При этом строительство шло высокими темпами, строились и жилые дома, и торговые дома, и дворцы и храмы.
В это время возрождается интерес в древнерусской и византийской архитектуре, которые в своем новом воплощении именуются «русский стиль». В нем объединены черты византийского зодчества и зодчества Древней Руси.
Помимо эклектики историки выделяют и «кирпичный стиль», в котором выполнены Исторический музей в Москве и гимназия в Красноярске.
Эклектика – это смешение стилей, жанров, элементов, образов, концепций и парадигм. Этот термин можно встретить и в архитектуре, и дизайне, и в философии, и даже в религии. Синонимами эклектики являются разнообразие и сочетание.
«Стасовское» направление в архитектуре второй половины ХIХ века
Творчество архитектора Василия Петровича Стасова оформилось в отдельное направление, названное «стасовским». Он один из немногих архитекторов, которые работали и в Москве, и в Санкт-Петербурге.
Василий Петрович родился в дворянской семье. Он учился в московской гимназии при Университете. После смерти отца и старшего брата Стасов поступил на службу, в возрасте 14 лет начал свою карьеру чертежником, позднее дорос до помощника архитектора. С 1797 года он является архитектором Главной соляной конторы. В 1802 году Стасов был отправлен на обучение за рубеж, посетил Францию и Италию.
Самой значимой его постройкой считают Павловские казармы, для их возведения требовалось провести благоустройство Марсова поля. Длина казарм составляет более 150 метров, протяженный фасад обращен к Марсовому полю, а короткий смотрит на Большую Миллионную улицу. В центре главного фасада расположен традиционный портик с 12 колоннами, над ним располагается ступенчатый аттик, по бокам расположены небольшие портики, увенчанные фронтонами. Эти казармы больше напоминали дворец, чем невзрачное утилитарное строение. На марках 1948 года можно увидеть фотографию здания и портрет Стасова. Также к известным постройкам Стасова относятся Преображенский собор и Троицкий Собор, но вершиной его творчества считаются триумфальные ворота в Петербурге, которые являются памятником победителям в войне с Турцией.
В Петербурге Стасов возводит следующие сооружения:
- Академия Наук;
- Ямской рынок;
- Павловские казармы;
- Спасо-Преображенский собор;
- Троице-Измайловский собор;
- Нарвские триумфальные ворота;
- Московские триумфальные ворота.
Рисунок 1. Храм Александра Невского в Потсдаме, Архитектор В. П. Стасов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Бюст архитектора Стасова установлен в Санкт-Петербурге на Троицкой площади.
Творчество Стасова занимает особое место в русской архитектуре, поскольку доказывают, что красивейшее здание может иметь самое простое назначение. Его работами завершается эпоха классицизма. В своих проектах Стасов развивает идеи ампира, используя строгие формы дорического ордера. Но при этом считается, что именно Стасов был предшественником Константина Тона. Первый памятник, относящийся к русскому стилю (храм Александра Невского в Потсдаме), был спроектирован Стасовым. Русский стиль образовался на фоне стремления к национальной выразительности. Храмы, созданные Стасовым, были нехарактерными для тенденций архитектуры тех лет, когда они создавались. Стасов предвосхитил новое направление архитектуры.