Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Стасовское» направление в архитектуре второй половины ХIХ века

Архитектура второй половины 19 века

Одной из главных тенденций в архитектуре, с которой стоит начать рассматривать этот период, является переход от русского классицизма, длившегося почти век, к эклектике. Эклектику зачастую не относят к архитектурным стилям, поскольку сама она ничего не создает, а лишь сочетает уже разработанные ранее элементы других стилей.

Этот микс одновременно подражает древнерусскому стилю, барокко, готике, ренессансу.

В этот период возводятся несколько знаменитых сооружений:

  • Большой Кремлевский дворец, архитектор К. А. Тон;
  • Чайный дом на Мясницкой;
  • храм Христа Спасителя, архитектор К. А. Тон;
  • собор Святого Владимира в Севастополе.

Источником вдохновения для архитекторов служили традиции, но они пересматривались и смешивались на новый манер. При этом строительство шло высокими темпами, строились и жилые дома, и торговые дома, и дворцы и храмы.

В это время возрождается интерес в древнерусской и византийской архитектуре, которые в своем новом воплощении именуются «русский стиль». В нем объединены черты византийского зодчества и зодчества Древней Руси.

Помимо эклектики историки выделяют и «кирпичный стиль», в котором выполнены Исторический музей в Москве и гимназия в Красноярске.

Определение 1

Эклектика – это смешение стилей, жанров, элементов, образов, концепций и парадигм. Этот термин можно встретить и в архитектуре, и дизайне, и в философии, и даже в религии. Синонимами эклектики являются разнообразие и сочетание.

«Стасовское» направление в архитектуре второй половины ХIХ века

Творчество архитектора Василия Петровича Стасова оформилось в отдельное направление, названное «стасовским». Он один из немногих архитекторов, которые работали и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

Василий Петрович родился в дворянской семье. Он учился в московской гимназии при Университете. После смерти отца и старшего брата Стасов поступил на службу, в возрасте 14 лет начал свою карьеру чертежником, позднее дорос до помощника архитектора. С 1797 года он является архитектором Главной соляной конторы. В 1802 году Стасов был отправлен на обучение за рубеж, посетил Францию и Италию.

««Стасовское» направление в архитектуре второй половины ХIХ века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Самой значимой его постройкой считают Павловские казармы, для их возведения требовалось провести благоустройство Марсова поля. Длина казарм составляет более 150 метров, протяженный фасад обращен к Марсовому полю, а короткий смотрит на Большую Миллионную улицу. В центре главного фасада расположен традиционный портик с 12 колоннами, над ним располагается ступенчатый аттик, по бокам расположены небольшие портики, увенчанные фронтонами. Эти казармы больше напоминали дворец, чем невзрачное утилитарное строение. На марках 1948 года можно увидеть фотографию здания и портрет Стасова. Также к известным постройкам Стасова относятся Преображенский собор и Троицкий Собор, но вершиной его творчества считаются триумфальные ворота в Петербурге, которые являются памятником победителям в войне с Турцией.

В Петербурге Стасов возводит следующие сооружения:

  • Академия Наук;
  • Ямской рынок;
  • Павловские казармы;
  • Спасо-Преображенский собор;
  • Троице-Измайловский собор;
  • Нарвские триумфальные ворота;
  • Московские триумфальные ворота.

Храм Александра Невского в Потсдаме, Архитектор В. П. Стасов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Храм Александра Невского в Потсдаме, Архитектор В. П. Стасов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Бюст архитектора Стасова установлен в Санкт-Петербурге на Троицкой площади.

Творчество Стасова занимает особое место в русской архитектуре, поскольку доказывают, что красивейшее здание может иметь самое простое назначение. Его работами завершается эпоха классицизма. В своих проектах Стасов развивает идеи ампира, используя строгие формы дорического ордера. Но при этом считается, что именно Стасов был предшественником Константина Тона. Первый памятник, относящийся к русскому стилю (храм Александра Невского в Потсдаме), был спроектирован Стасовым. Русский стиль образовался на фоне стремления к национальной выразительности. Храмы, созданные Стасовым, были нехарактерными для тенденций архитектуры тех лет, когда они создавались. Стасов предвосхитил новое направление архитектуры.

Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot