Социологические исследования
Информация является важным ресурсом для любого исследования, а добыть информацию можно разными способами и методами.
В наше время в социологических опросах хоть раз поучаствовалпрактически каждый. Это мог быть короткий опрос, проведенный на улице и состоящий всего из пары тройки вопросов или же многочасовое исследование. Социологические исследования, в частности опросы, стали широко распространены.
Перечислим основные виды социологических исследований:
- теоретико-прикладные, это исследования направленные на разработку новых подходов и более углубленное изучение определенных социальных проблем. Они опираются на некоторые теоретические разработки, примененные в конкретных областях;
- прикладные, ориентированные на практическое решение конкретных проблем.
По виду социологические исследования также делятся на описательные, пилотажные и аналитические. Пилотажные или разведывательные исследования являются подготовкой к более крупному и масштабному исследованию. Тестовый формат самого исследования предполагает его упрощенный вид. Его цель выявить предполагаемые сложности, проверить выдвинутые гипотезы и собрать первые данные. В описательном социологическом исследовании необходимо составить цельное представление об изучаемом явлении, выявить характерные черты, связи и объекты для сравнения. Аналитическое исследование проводится для выявления причин возникновения тех или иных явлений. По типу социологические исследования делятся на точечные, трендовые, панельные и лонгитюдные.
Лонгитюдные исследования – это исследования, в которых участвует одна и та же группа объектов, их ответы или (и) характеристики оцениваются через определенные промежутки времени для выявления значимых изменений.
Рисунок 1. Виды социологических исследований. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Социологические исследования в архитектуре
Архитектура и социология долгое время развивались параллельно, но как и многие другие науки в определенный момент нашли общие объекты исследования. Так в этом поле с разных позиций исследуется взаимодействие и взаимовлияние зданий и пользователей.
Для архитектуры социологические исследования нужны, чтобы понимать восприятие объекта, предъявляемые к нему требования, его качественные характеристики, значимые для пользователей. Зачастую роль социологических исследований в архитектуре сводится к повышению продаж и эффекивности маркетинга, но только этим польза исследований не ограничивается.
Для проведения исследований в сфере архитектуры могут применяться стандартные методы:
- опросы и анкетирование, которые позволят выявить главные тренды;
- экспертные интервью, позволяющие получить профессиональное мнение о той или иной проблеме;
- глубинные интервью с жителями или пользователями;
- вторичный анализ публикаций по определенной теме;
- ментальное картографирование;
- фокус-группы, на основе мнения которых будет выбран нужный вариант и др.
Рисунок 2. Методы социологического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Полученные в ходе исследования данные важно интерпретировать в практическое поле архитектуры, превратить предпочтения пользователей в планировки, пожелания - в квадратные метры.
Архитектор как правило очень мало знает о предпочтених и потребностях пользователей, подменяя этот недостаток таких знаний собственными представлениями о том, как должно быть, или заменяя его требованиями нормативов. Но в действительности проект, особенно общественного здания, будет успешен лишь в том случае, если будут угаданы или услышаны пожелания будущих пользователей пространства. Автор проекта может оказаться провидцем или невероятным везунчиком, и не имея данных исследований предложит обществу именно то, что ему было нужно, но как правило редко кому так улыбается удача, а запрос на качественные пространства с каждым годом растет.
Также важно учитывать и тренд, связанный с тем, что горожане хотят участвовать с процессе проектирования, имеют определенные представления о том как должно выглядеть их жилье, за которое они отдают немалые деньги.
История архитектуры знает много удачных и неудачных примеров зданий, люди готовы жить в недостроенных домах, приспосабливая их под свои потребности сами, готовы делать перепланировки, но зачем все это перекладывать на плечи потребителей, если есть архитекторы. Если наладить эффективную коммуникацию между архитектором и пользователем, качество проектов лишь вырастет.