Жанр «Архитектурные фантазии»
Архитектура всегда работает с областью еще не существующего, формирует структуры и элементы, которые не существуют пока в физическом мире, она создает фантазии, которые могут стать реальностью или остаться лишь на бумаге.
Вымышленные городские пейзажи специалистами оцениваются как архитектурные фантазии, то есть представления авторов о том, как могли бы выглядеть наши города или улицы.
К таким фантазиям относятся полотна Франческо Гварди:
- «Фигуры на большой лестнице»;
- «Внутренний двор дворца»;
- «Каприччио лагуны с башней».
Живописцы часто избирали объектами своего творчества вымышленный городской пейзаж. В целом увлеченность городским пейзажем прослеживается у многих художников, с одной стороны среди них были представители реализма, которые стремились к абсолютной точности и достоверности и даже использовали камеры-обскуры, изображая сцены повседневной жизни. С другой стороны, были и те, кто изображал реальные архитектурные объекты, но в другой среде, в другом окружении, которое рождало воображение художника. Часто в связи с архитектурным воображением используется термин каприччио, взятый из музыки.
Архитектурное каприччио – это воображаемый архитектурный пейзаж.
Рисунок 1. Вадим Войтехович, архитектурная фантазия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К самым известным работам в этом жанре относятся серия из сорока восьми офортов Ж. Калло, серия гравюр Дж Тьеполо, серия офортов Фр. Гойи.
С термином «архитектурные фантазии» архитектурная практика сталкивается с конца 19 века. Один из разделов Архитектурной энциклопедии, выпущенной под авторством Барановского содержал рисунки, в основном малых архитектурных форм, которые отличались избыточным декором и нереальным масштабом. Спустя четверть века была издана книга под авторством Я. Чернихова, которая называлась «Архитектурная фантазия. 101 композиция». Все эти работы и произведения стремились продемонстрировать возможности фантазии, несдерживаемой рамками условностей, требований и представлений. В них отражались новые композиционные процессы, которые рождались не из функциональной или утилитарной пригодности.
Архитектурное проектирование в Италии второй половины XVIII века
В архитектуре Италии 18 века происходит процесс смены позднего барокко на классицизм. С одной стороны, еще заметно влияние Франции, которое проявляется в применение элементов свойственных рококо, с другой стороны, из-за раздробленности Италии в каждой из ее частей искусство движется по своему пути.
Формирование классицистического подхода было неминуемо, ведь большая часть раскопок античного наследия проводилась именно в Италии. Научная подготовка архитекторов также велась итальянскими учеными и зодчими, которые принимали непосредственное участие в работах. 18 век в Италии зодчие стремятся в возведению величественных объектов, обновлению средневековых построек и созданию нового наследия достойного Римской Империи.
Одним из видных деятелей этой эпохи была архитектор Филиппо Ювара, по его проекту была построена палаццо Мадама, а также:
- церковь Санта Кроче;
- церковь Санта Кристина;
- церковь Суперга.
Церковь Суперга является одной из самых известных его построек, она представляет собой круглую центральную форму, к которой пристроен далеко выступающий притвор с римско-коринфским ордером, увенчанный классическим фронтоном. Суперга имеет великолепный купол, а в архитектуре здания можно проследить мастерское смешивание барокко, ренессанса и античности.
Учеником Ювара был Луиджи Ванвителли, его прославила церковь Санта Аннунциата, соединяющая коринфский и ионический стили.
В Болонье и Милане также работали известные архитекторы, среди которых Альфонсо Торреджани, Карло Франческо Дотти, Джузеппе Пьермарини.
В архитектуре Виченце чувствовалось влияние Андреа Палладио, к примеру, в палаццо Корделина по проекту Оттоне Кальдерари применен дорический нижний этаж, который несет изящный ионический верхний этаж вполне в духе Палладио.