Рассматривая изменение архитектурных стилей, исследователи проводят достаточно четкие границы, позволяющие определить, в какой момент заканчивается один стиль, наступает послестилье и начинается новый этап. Несмотря на неравномерность распространения стилей по странам, специалистами выделяются общие черты и причины перехода.
Послестилье – это период смены одного стиля другим, в котором наблюдается острый кризис в сфере искусства.
Стиль ар-нуво
Стиль модерн, или ар-нуво, или либерти был распространен чуть более 30 лет. Он установился на рубеже 19 и 20 веков. Новый стиль или новое искусство базировалось на следующих положениях:
- отказ от прямолинейности в пользу криволинейных плавных, текучих форм;
- отказ от симметрии, которая была свойственная классике, барокко, рококо;
- использование природных мотивов и орнаментов;
- применение народных мотивов в работах.
Считается ошибочным применение классических канонов к стилю модерн, который имеет различные воплощения в различных школах. Его всегда отличает декоративность и орнаментальность. Основой стиля является стремление преодолеть оковы прошлых стилей, найти новый язык для самовыражения, предложить новые концепции жилья и гармоничного существования в эпоху промышленной революции и изменения привычного уклада жизни.
Самыми яркими примерами стиля ар-нуво являются особняк Тасселя архитектора Виктора Орта, настенный шкаф, созданный Луи Мажорелем, литографии и плакаты Альфонса Мухи, парижская станция метро, спроектированная Эктором Гимаром.
Свое наибольшее развитие ар-нуво получил в Бельгии, Франции, Австрии, Германии, Великобритании и России, художники и архитекторы этих стран объединялись в общества, школы и мастерские.
В Россию ар-нуво пришел лишь в 1898 году, когда первые статьи, посвященные этой теме, были опубликованы в художественном журнале. Затем последовали выставки ведущих художников. В архитектуре наибольшую известность получил Федор Шехтель и его работы, к примеру особняк Рабушинского.
Закат стиля ар-нуво связан с Первой мировой войной. История ар-нуво была непродолжительной, но яркой, оставив след в мировой культуре этот стиль стал ассоциироваться с новой свободой и новым поворотом к природе. Уставшим от высоких темпов индустриализации, городской духоты, жестких форм и симметрии людям, ар-нуво дал возможность примирить две противоположности и создать комфортные условия для новой гармоничной жизни.
Рисунок 1. Стиль ар-нуво в Бельгии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Скульптуры Франса Хооземанса
Одними из самых известных скульптурных произведений в стиле ар-нуво являются работы бельгийского архитектора Франса Хооземанса.
К наиболее известным его работам относятся:
- канделябр, 1900 г;
- подсвечник, 1899 г.
Скульптуры в стиле модерн создавали и Огюст Роден и Арист Майоль
Рисунок 2. Работы Франса Хооземанса и Гектора Гимара. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Модерн стал мировым стилем, он вобрал в себя множество направлений и ответвлений в каждом из которых проявился по-разному. Скульптуры, созданные в этом стиле крайне декоративны, они призваны стать украшением пространства. Но при этом их основная тема, затронутая мастером, должна погружать человека в раздумье, призывать его задаваться новыми вопросами о сущности бытия, гармонии красоты, возможностей и ограничений.
Дизайн интерьеров стал возможностью продолжить идею, заложенную в архитектуре здания, в его внутреннем убранстве, а скульптура стала одним из инструментов в руках опытных декораторов. Стиль ар-нуво в архитектуре отличается плавностью форм, но если в архитектуре мастеров сдерживают общие принципы организации пространства, то в скульптуре мы наблюдаем обилие летящих природных форм, струящихся линий, смешение материалов и текстур. Излюбленными материалами скульпторов становятся такие камни как опал, бирюза, лунный камень, а также их сочетание с жемчугом, слоновой костью, эмалью.
Ценность изделий, созданных в этот период, необычайно высока, он длился всего несколько десятилетий, но при этом стал символом переосмысления жизненного уклада, ответом на вопросы, как добиться гармонии между человеком и новой индустриальной реальностью, которая окружает его со всех сторон.