Известный английский художник, переводчик, поэт Уильям Моррис также являлся основателем движения «Искусства и ремесла».
Уильям Моррис
Уильям родился в 1834 году в обеспеченной семье, его отец был вексельным брокером, дедушка учителем музыки. Уильям Моррис старший работал в деловой части Лондона. В семье было десять детей, которые рано остались без отца, ибо он скончался в 1847 году.
Уильям начал свое обучение в 9 лет, его первым местом обучения стала Академия молодых джентльменов, спустя 5 лет он перешел учиться в Колледж Мальборо, в 19 поступил в Эксетерский колледж.
В новом колледже Уильям повстречал единомышленников, также очарованных средневековьем, и проявляющих интерес к трактарианцам. Этот клуб единомышленников скоро перерос в братство, которое называлось «Бирмингемский сет». В компании своего друга Берн-Джонсона Моррис отправляется во Францию в 1855 году. Спустя год он поступает на службу в архитектурное бюро Джорджа Эдмунда Стрита, который являлся ведущим представителем «Готического возрождения». В этом же году Моррис познакомился с Данте Россетти, вместе они работают над журналом прерафаэлитов, который назвался «Росток», в нем Моррис публиковал свои стихи и статьи.
Трактарианство – движение англиканской Высокой Церкви, которое позже трансформировалось в англо-католицизм, это движение ратовало за традиционные аспекты христианской веры.
Движение прерафаэлитов было основано в 1848 году, его название отсылает к художникам эпохи Возрождения, тем, кто был до Рафаэля:
- Джованни Беллини;
- Перуджино;
- Фра Анжелико.
Прерафаэлиты вели борьбу с академическими традициями и слепым подражанием классическим образцам. Первое братство прерафаэлитов состояло из семи человек, в него входили Данте Россетти, его брат Майкл Россетти, Деймс Коллинсон, Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Томас Вуленр. Журнал «Росток» был способом популяризации идей братства, в своих статьях прерафаэлиты писали о том, что английскому искусству нужны нововведения, и сегодня оно в тупике. Они отказывались от академических принципов, не желали изображать людей и природу отвлеченно красивыми. Фактически прерафаэлиты противостояли единственному авторитетному в Англии институту - Королевской академии художеств.
В 1861 году Моррис основал фирму, которая занималась изготовлением мебели, витражей и металлический изделий.
Ульма Морриса еще со студенческой скамьи интересовали идеи социального преобразования общества, а к активной политической жизни он присоединился в 1870-е годы. К социализму Моррис пришел через эстетику и искусства, стремясь воплотить свои идеалы.
Рисунок 1. Уильям Моррис и движение «Школа искусств и ремесел». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Школа искусств и ремесел У. Морриса
Промышленная революция конца 19 века вызвала значительные изменения в жизненном укладе, в обществе. В качестве реакции на эти изменения появилось движение «Искусства и ремесла», основанное Уильямом Моррисом и Джоном Рескином. Общество критиковало индустриализацию за обезличенность, все сторонники общества идеализировали средневековье и считали, что ручное производство многократно превосходит промышленное.
Их основные идеи звучали так:
- массовая продукция нивелирует вкус;
- индустриализация приводит к исчезновению эстетики;
- исчезновение эстетики приводит к нравственной деградации потребителя и создателя.
Сторонники Мориса и Рескина образовывали ремесленные гильдии по типу тех, что существовали в средневековье. В этих гильдиях они могли обсуждать свои идеи. Моррис верил в идеалы социализма, в то что искусство и ремесло могут объединить людей, стать формой общественного уклада и улучшить жизненные условия.
По рисункам Морриса была созданы обои, их коллекции называются «Артишоки», «Фрукты», «Медвежья лапа», «Шпалера».
Движение Ульма Морриса было одной из попыток осмыслить неизбежные изменения, которые несла с собой промышленная революция. Отрицая индустриализацию он устремил свое внимание не на будущее, а на прошлое, вдохновляясь жизненным укладом средневековья. Все произведения искусства, созданные сторонниками движения, отличают простота, лаконичность. Движение развивалось в две стадии, на первой стадии источником вдохновения служили природные мотивы, на втором этапе в большей степени использовались геометризованные формы и орнамент.