Лидерами романтического историзма и мюнхенского классицизма в Германии по праву считаются Карл Фридрих Шинкель и Лео фон Кленце.
Шинкель
Карл Шинкель родился в 1781 году, его отец был архидиаконом лютеранской веры. Мальчик рано лишился отца, он погиб в пожаре в 1787 году, после чего семья переезжает в Берлин, где Карл поступает в мастерскую Давида Жилли и его сына и строительную академию. Также в этот период, в начале 19 века, Карл работает живописцем на фабрике по производству фарфора. Карл Фридрих совершает несколько заграничных поездок, в 1803-1805 году и в 1820-х, он посещает Англию, Францию и Италию.
После первой заграничной поездки он увлекся живописью, писал исторические сцены, панорамы, пейзажи, позже увлекся графикой и литографией. Одной из самых значимых работ Шинкеля стал декорационный фон для оперы Моцарта «Волшебная флейта», он активно участвовал в оформлении театральных постановок.
С 1810 года развивается его архитектурная карьера, сначала его назначили асессором строительной депутации Пруссии, затем он стал участником комиссии по делам строительства, членом Академии архитектуры Берлина и к 1838 году получил должность главного архитектора короля, в его обязанности входили:
- реконструкция Берлина в представительную столицу;
- курирование проектов, раскинувшихся от Кенисберга до Рейна.
Асессор – это независимый оценщик, который проверяет соответствие стандартам.
В результате его активной деятельности сформировалась Школа Шинкеля, последователями в которой стали Л. Персиус и Ф. Штюлер.
В России последователем идей Шинкеля был А. И. Штакеншнейдер, по его проекту была построена Ренелла. Ограда Аничкова моста выполнена по заказу императора Николая I, она является полной копией перил Дворцового моста в Берлине, созданного по проекту Шинкеля.
Шинкель разрабатывал проект дворца для императрицы Александры Федоровны, однако предложенный им Новый Акрополь оказался слишком дорогостоящим и проект был передан Штакеншнейдеру.
Рисунок 1. Берлинский драматический театр, арх. К. Шинкель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Кленце
Франц Карл Леопольд Кленце родился в 1784 году в Баварии, его отец был судебным приставом. Семья была большой, Франц был третьим из семи детей. До 1791 года он проживал в Шладене, а затем поехал в Берлин, чтобы учиться архитектуре в мастерской Фридриха Давида Жилли. После окончания обучения был удостоен диплома сопроводителя строительных работ. Помимо основной учебы, Кленце брал уроки у А. Хирта, который был любителем античности и известным археологом. В 1806 году Кленце совершает первую поездку за рубеж, он едет в Италию и его любовь к античной архитектуре только крепнет. Позднее он еще трижды посетит Италию в 1808, 1823, 1864 годах. Учителями Кленце также были Ж.-Н.-Д. Дюран, П. Фонтен, Ш. Персье.
В своей первой поездке в Италию архитектор делал зарисовки, писал акварелью. Также он наладил связи с вестфальским двором и с февраля 1808 года стал придворным архитектором при дворе Жерома Бонапарта. В Вестфалии он реализовал свою первую самостоятельную работу – дворцовый театр, построен он был к 1810 году. После разгрома наполеоновской армии Кленце с супругой переехали в Мюнхен, где он поступил на службу при баварском дворе, его проект Глиптотеки оказался лучшим, что позволило получить должность придворного архитектора кронпринца Людвига I. По инициативе принца Кленце проектирует и строит:
- Пинакотеку;
- Пантеон;
- Пропилеи;
- Глиптотеку.
Эти здания образуют ансамбль Кенигсплац.
После того как Греция была освобождена, и Людвиг I стал королем независимого от Турции государства, вместе с новым главой государства в Афины отправилась целая команда немецких архитекторов, рестораторов и археологов, среди которых были и Кленце.
Последнюю поездку в Италию Кленце совершил в 80 лет, вернувшись в Мюнхен он скончался.
Эрмитаж. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Лео Кленце и Новый Эрмитаж. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Кленце много стоил в Афинах и принимал участие в раскопках, сформировал свои предложения по восстановлению Акрополя. На Россию деятельность Кленце также оказала влияние, он был почетным членом Академии художеств, расположенной в Санкт-Петербурге, его работы были известны в России профессиональному сообществу и сыграли свою роль в росте популярности древнегреческой архитектуры.
Стиль, в котором работал Кленце, называют прусским эллинизмом, он был противопоставлен французскому ампиру. Король Людвиг I понимал высокое государственное значение архитектуры, он видел в античной архитектуре отражение демократии и стремился превратить Мюнхен в Новые Афины.