Пенсионерство
Одной из самых интересных глав в биографиях известных архитекторов являются их зарубежные поездки после окончания обучения.
Сейчас термин «пенсионерство» звучит несколько странно, но это слово было образовано от французского «pansion», то есть содержание проживающих где-либо, траты, связанные с пребыванием в другом месте. Сегодня мы используем словосочетание «полный пансион», которое наиболее близко ему по смыслу.
Пансион – это денежное пособие на обучающую поездку за рубеж.
Институт пенсионерства был сформирован Петром I в 1716 году, в это время уже успешно работала Школа математических и навигацких наук. Пансион полагался самым одаренным ученикам, которые хорошо проявили себя за годы учебы и в дипломном проектировании. Первыми, направленными за рубеж учениками, были не архитекторы, а дворяне, изучавшие матросское дело. В архивных источника приводятся данные, что 150 молодых дворян отправились в Голландию, Англию и Италию обучаться корабельному мастерству. В своих поездах молодые люди находились под присмотром торгово-политического агента, который отчитывался лично перед императором
Выпускники отправлялись в:
- Голландию;
- Францию;
- Италию;
- Германию.
Заранее устанавливался и утверждался мастер и мастерская, в которую направлялся ученик, этой работой занимались дипломатические службы. Посланников утверждал лично император, он также решал, в какую страну лучше отправить выпускника. Будучи лично знакомым с архитектурой европейских стран, он прекрасно разбирался в этом вопросе и давал рекомендации, на что стоит обратить внимание молодым дарованиям в своей поездке.
Длительность пребывания заграницей также утверждалась индивидуально, обычно она составляла от года до нескольких лет. Известно, что некоторые архитекторы и художники вернулись на родину уже после смерти Петра I.
Рисунок 1. Петровские пенсионеры, выдержка из указа императора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Роль института пенсионерства в формировании русской архитектуры в переходные периоды
Получение зарубежного образования в России было принято еще до вступления на престол Петра I, но в основном это относилось к духовному образованию, а не светскому
Известно, что за три первых года работы института пенсионерства в России было отправлено 20 молодых людей в Европу:
- в Италию отправились Усов, Исаков, Колычев и Еропкин, братья Захаровы;
- в Голландию поехали Коробов, Башмаков, Мичурин и Мордвинов.
Сложившаяся в начале века ситуация с большим количеством иностранных мастеров, получавших высокое вознаграждение за свои услуги была временной мерой, дорогостоящей платой за обучение русских мастеров на месте, ведь вывести всех за рубеж было невозможно.
Институт пенсионерства тоже приносил свои плоды, мы знаем, что Иван Коробов, Петр Еропкин, Иван Мичурин стали выдающимися архитекторами своего времени, но далеко не все выпускники, побывавшие заграницей оправдали возложенные на них надежды. Несмотря на тщательный отбор, многие оказались не готовы к тяжелому труду, работе и уходили в загулы. Академия художеств появилась уже после смерти Петра I, хотя при жизни он вынашивал подобные планы, но болезнь не дала ему их осуществить.
Рисунок 2. Петр I принимает экзамен у вернувшихся на родину пенсионеров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После основания Академии художеств практика пенсионерства была предложена ее основателем И. Шуваловым. Согласно уставу каждые три года двенадцать лучших учеников посещали европейские страны, знакомясь с многовековой историей архитектуры, зодчеством и современными работами. Во время своей поездки выпускник должен был выполнять зарисовки и составлять отчеты о работе, которые трижды в год отправлялись в Академию.
Реформы Петра I позволили России за полвека пройти тот путь развития, который другие страны проходили в 5-6 раз дольше. В результате одновременно развивались, соперничали, затухали те стили, которые в европейских странах сменяли друг друга. Российское искусство зарождалось в котле этих иностранных идей, используя многовековые наработки русского зодчества. Институт пенсионерства сыграл свою значительную роль в достижениях русских архитекторов в 18-19 веках, позволил значительно обогатить палитру инструментов, сформировать представления о том, как должна развиваться русская архитектура.