Стиль ар-нуво стал всемирно известен на рубеже 19-20 веков, за короткий период его господства на свет появились сотни шедевров мировой архитектуры, живописи, скульптуры, одним из которых является павильон парижского метро.
Гектор Гимар
Французский архитектор Гектор (Эктор) Гимар снискал мировую славу, став основоположником модернизма во Франции. Его наиболее известной работой считаются входы в метро Парижа. На фоне окружающей застройки их отличает цветочный орнамент, плавность линий, использование символики и криволинейные формы.
Следует отметить, что источником вдохновения для работ Гимара стали работы известного бельгийского архитектора Виктора Орта. За свою насыщенную творческую жизнь Гимар принял участие более чем в пятидесяти проектах, помимо проектов 141 павильона метро.
Павильон – это название небольшой изолированной постройки, обычно она имеет декоративное оформление и предназначена для рекреации, экспозиции.
Преимущественно его работы были выполнены в стиле ар-нуво или модерн, который характеризуется:
- переосмыслением положения человека в новом индустриальном мире;
- поиском нового языка для выражения в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве;
- уходом от геометричности в пользу плавности и текучести;
- поиском новых материалов и новых сочетаний;
- умеренной декоративности, которая не столь пышна и объема как в барокко или рококо, но при этом имеет особый шарм;
- использованием природных мотивов.
Стиль ар-нуво был в моде вплоть до начала Первой мировой войны, когда изменившиеся условия сместили чашу весом в пользу функциональности и рациональности, запустив новые траектории развития архитектурных стилей. Многие здания в стиле модерн на сегодня безвозвратно утрачены, поскольку их ценность вовремя не была идентифицирована и подтверждена.
Сегодня те крупицы, что удалось сохранить, входят в списки культурного наследия городов и оберегаются государством. К сожалению, большая часть сооружений авторства Гектора Гимара была снесена, и уцелели лишь два оригинальных павильона. Сам Гимар был вынужден покинуть Францию во время Второй мировой войны, он переехал в США, где скончался в полном забвении.
Его работы были достойно оценены только после смерти, поспособствовал этому Музей современного искусства.
Павильоны парижского метро
История строительства метров в Париже очень увлекательна. В первую очередь интересен тот факт, что вся сеть была продумана и внедрена в один этап, чтобы уменьшить разрушения городской ткани, которые были неизбежны. Каждая станция метро должна была иметь свой вход, который отвечал бы высоким требованиям столицы Франции и символизировал успешность, прогрессивность и индустриальность страны.
Рисунок 1. Вход в метро, оформленный по проекту Гектора Гимара. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Предложение начинающего архитектора Гектора Гимара наиболее точно соответствовало тому, чего ждала искушенная парижская публика.
Его проект представлял собой:
- три входа с залами ожиданий в стиле японских пагод;
- восемь павильонов для конечных станций, состоящие из стеклянной крыши с выступающим навесом и трехсторонней конструкции;
- ограждения без крыши, которые использовались для большинства входов. Они были выполнены из чугуна и покрашены в зеленый цвет;
- стандартизованные компоненты, включающие надписи Метрополитен и буквы «М».
Сальвадор Дали назвал входы в метро Парижа божественными, и в этом целиком была заслуга Гектора Гимара.
Благодаря проекту Гимара Париж получил стилистически единообразные, уникальные и современные входы на 154 станциях метро, что позволило не только создать единый культурный код, но и популяризовать модерн как стиль.
Несмотря на огромное количество входов, выполненных по проектам Гимара, несмотря на их экономическую целесообразность, не все критики и жители города приняли положительно это нововведение. Постепенно спадал и интерес к стилю модерн и входы заменились более строгими формами. Так к 1970 году осталось не более половины прежних входов, всего сохранилось 86 входов, большая часть их которых представляет собой простое металлическое ограждение с вывесками.
Работы Гектора Гимара отличает собственный язык самовыражения и неповторимый стиль, который позволил ему оставить свой след в мировой истории. Считается, что именно Гектор Гимар смог наиболее полно и точно отразить концепцию ар-нуво на парижских улицах, он сумел адаптировать свой стиль под городскую эклектику. По достоинству мастер был оценен лишь потомками.