Традиционно поселения, а потом и города основывались у водных объектов, в России чаще всего это были реки, которые становились важным ресурсом, как для обеспечения нормальной жизнедеятельности населенного пункта, так и магистралью, которая способствовала развитию торговли.
Городские набережные
Человек не может прожить без воды, поэтому возведение первых поселений в долинах рек вполне закономерно. Река создает все условия для того, чтобы поселение было постоянным, а не временным. Плодородные почвы вдоль рек стимулировали земледелие и оседлый образ жизни, используя энергию реки, можно было перемолоть зерна пшеницы и получить муку. С помощью лодок и кораблей, можно было обмениваться товарами с соседями.
Но река являлась не только источником жизни, а и существенной угрозой. Разлив реки из берегов мог привести к тому, что все поселение оказывалось под водой, и работу по устройству домов и хижин приходилось начинать сначала.
Реки проходят через множество современных городов, но отношения между рекой и городом, который стоит на реке, могут быть разными. Широкие реки делят город на части, создавая неминуемую конкуренцию между двумя районами, левобережным и правобережным. В городе может быть лишь одна администрация и один центр, и он будет относиться к одному из районов, автоматически делая его более важным.
Нередки случаи, когда на двух разных берегах стояли разные города, но по мере роста и развития, технического прогресса они спиливалась. Но за счет того, что они долгое время развивались как самостоятельные образования их планировочная структура была автономной, у каждого есть свой центр, свое зонирование и разделение.
Главным связующим звеном между разделенной рекой территориями являются мосты. Первые мосты были деревянными, но их применение было ограничено свойствами самого материала и пределом его прочности. Позже на место деревянных мостов пришли каменные, некоторые из них дошли до наших дней.
Но настоящий прорыв в мостостроении случился после начала применения металла. Этот прочный и долговечный материал позволяет создавать такие конструкции, которые ранее были невозможны.
Будучи одним из главных элементов в структуре города, набережная реки выполняла определенные функции:
- в городах-заводах там устанавливали плотины и разворачивали производства;
- в торговых городах на берегу рек устраивали большие порты и мастерские;
- в сельских населенных пунктах на самых плодородных прибрежных участках земли устраивались поля и посевы.
Отношение к набережной, как к важному общественному пространству сформировалось гораздо позже.
Набережная – это сооружение, обрамляющее береговую линию.
Рисунок 1. Пример концепции набережной американского города. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рекреация городских набережных
Сегодня тема городских набережных актуальна как никогда ранее. Даже малые города получают финансирование и поддержку на обновление или создание городских набережных, а крупные города и административные центры областей уже давно обзавелись каменными променадными набережными длиной в несколько километров.
Городская набережная стала символом открытого общественного пространства, которое должно быть доступно всем горожанам и гостям города и отражать бренд города. К примеру, четырехуровневая набережная в Тюмени является единственной в России.
Рассмотрим функциональное наполнение городских набережных:
- рекреация, в первую очередь набережная является зоной отдыха для горожан и гостей города, а отдых предполагает долгие пешие прогулки, небольшие передышки на удобных скамейках и качелях. Подкрепиться во время прогулки можно в зонах фудкортов по пути;
- экспозиция, городские набережные представляют собой не локацию, а маршрут, который выстраивается так, чтобы продемонстрировать самые красивые виды на город. Любоваться заброшенным и запущенным берегом на другой стороне мало кому интересно, но город может предложить более увлекательные виды на историческую застройку, восхищающие гением инженерной мысли мосты, идеальное озеленение и ландшафтный дизайн;
- навигация, за счет устройства городских набережных формируется новый пешеходных маршрут, связывающий несколько ключевых объектов. Таким образом может начать формироваться концепция пешеходного города, в котором нет необходимости пользоваться автомобилем.
Каждая набережная уникальна, поэтому не стоит отказывать себе в удовольствии прогуляться по новой набережной, чтобы оценить ее удобство и преимущества.