Причальные сооружения или попросту причалы используются для удобной швартовки судов, они относятся к гидротехническим сооружениям и проектируются согласно определенным критериям.
Причальные сооружения
Причалы используются для швартовки, стоянки и перегрузке судов, поэтому должны быть снабжены всем необходимым для посадки и высадки на берег пассажиров и загрузки-разгрузки грузовых отсеков.
Причал не является универсальным гидротехническим сооружением, к которому могут пристать любые судна, он всегда проектируется под конкретные условия, которые обеспечат удобный подход, безопасную стоянку и разгрузку.
Главными размерами причала являются длина, глубина и возвышение верха над уровнем воды (линия кордона).
Рассмотрим классификацию причальных сооружений:
- по функции они могут быть пассажирскими, грузовыми, судоремонтными;
- по типу принимаемых грузов причалы делятся на генеральные, навалочные, зерновые, лесные, наливные и контейнерные;
- по времени службы они могут быть постоянными или временными;
- по месту установки они могут быть речными или морскими;
- по расположению вдоль берега причалы могут быть устроены вдоль берега (набережные) или выступать в водную гладь (пирсы). Также распространены плавучие и рейдовые причалы и больверки.
Рисунок 1. Железобетонный пирс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По конструктивным признакам выделяют 4 типа причалов, тонкостенные, сквозные, гравитационные и комбинированные. Сквозные конструкции опираются на сваи, гравитационные имеют большую подошву и массу, что обеспечивает их устойчивость.
Больверк представляет собой фортификационное сооружение со сплошной стенок из металлических шпунтов или свай-оболочек, который имеет сверху надстройку из бруса.
Кордон – это место пересечения морской грани и горизонтальной плоскости причала
В состав оборудования причального сооружения входит технологическое оборудование, швартовные приспособления, отбойники, подкрановые и железнодорожные пути, покрытие прикордонной полосы, колесоотбойные конструкции, инженерные сети
Проектирование причального сооружения
Разработка проекта причального сооружения ведется на основании двух главных условий, а именно количества и типа обслуживаемых судов и морфологии акватории. Таким образом в качестве исходных данных определяют отметку дня у будущего причала, категорию эксплуатационных нагрузок, типы расчетных судов и специальные требования к причалу.
Помимо этого собираются данные об участке:
- топография участка, план с указанием расположения существующих строений;
- гидрографические отчеты, содержащие промеры глубин акватории, сведения о морских свалках грунта;
- метеорологические и гидрологические отчеты, содержащие сведения о ледовом режиме, уровне моря, степени агрессивности среды, климатические характеристики, места размыв, характеристики ветра);
- геологические и гидрогеологические отчеты, содержащие физико-механические свойства грунта, сведения о грунтовых водах;
- анализ сейсмичности, с учетом оползневых, просадочных и карстовых явлений.
Рисунок 2. Двухуровневый пирс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После сбора данных для проектирования оценивают производственные мощности строительных организаций, транспортные возможности для выбора конструктивной схемы.
Классификация сооружений ведется исходя из высоты, к 1 классу относятся сооружения высотой более 25 метров, ко второму от 20 до 25 метров, к третьему менее 20 метров.
От класса причала зависят эксплуатационные требования и срок службы, к 1 классу они самые жесткие, а к 4 минимальные
Выбор конструкции причального сооружения зависит от ассортимента местных материалов и производственных возможностей, степени сложности строительства, требований к долговечности и эксплуатационных показателей. Чаще всего используют сборные железобетонные конструкции, которые просты в монтаже и установке, не подвержены коррозии и имеют долгий срок службы.
Правила проектирования морских причальных сооружений приведены в СП 287.1325800.2016.
Расчеты ведут в зависимости от принятого типа сооружения (гравитационного, уголкового, контрфорсного, эстакадного). К общим конструктивным требованиям относится разделение причального сооружения на отсеки температурными и деформационными швами, форму по возможности принимают наиболее простой, стремятся за счет формы обеспечить максимальную коррозионную стойкость