Города растут и меняются в угоду действующим концепциям в градостроительной науке. Выделяют несколько крупных этапов формирования городов. Изначально они строились без карт, то есть новое здание появлялось там, где оно было нужно и удобно. Увидеть город с высоты, представить его целиком было невозможно, перспектива была открыта лишь в 15 веке, в то время города как тип населенного пункта уже давно существовали. Но с появлением перспективы и возможности увидеть город с высоты, изменился и подход к проектированию. Здравый смысл и потребность уступили место красивым композиционным решениям, которые видны лишь с высоты птичьего полета. На следующем этапе градостроительная теория шагнула дальше и стала пользоваться принципами зонирования, что привело к явлению маятниковой миграции.
Маятниковая миграция
Каждое утро жители спальных районов и пригородов, расположенных вокруг городского центра, собираются на работу. Большинству из них нужно быть на рабочем месте в 9 утра, а значит нужно преодолеть значительное расстояние до офиса, который обычно расположен в центре города. После рабочего дня, который также у большинства завершается в 18=00, все возвращаются обратно в свои квартиры в спальных районах. Это явление является результатом расселения, исходя из представлений функционализма.
До 19 века маятниковой миграции не существовало, не была настолько развита транспортная система, не было так велико влияния функционализма, жизнь в районе была куда разнообразнее. Но по мере развития городов, они становились менее комфортными и места расселения оказывались на периферии. Маятниковая миграция порождает множество проблем:
- пиковые нагрузки на транспортную систему в утренние и вечерние часы;
- недостаток парковочных мест;
- массовая автомобилизация к которой не готовы созданные ранее транспортные системы;
- ухудшение экологии как в городе, так и в пригородах.
Маятниковая миграция ярче выражена в экономически развитых городах, она зависит от потенциала города и ведет к экстенсивному росту города. Становится очевидным разделение на центр и периферию, появляется имущественная и социальная сегрегация. При снижении возможностей транспортных систем на фоне увеличения количества пользователей появляются пробки, вводятся транспортные ограничения, которые начинают сдерживать рост города. На этом фоне растет привлекательность городской застройки, а пригороды из-за отсутствия возможность добраться до работы стремительно дешевеют.
Субурбанизация – это процесс развития пригородов и переселения жителей в пригородные поселения.
Проектирование многофункциональных центров в спальных районах
Одним из решений проблемы маятниковой миграции является создание мест приложения труда в пригородах и спальных районах. Каждый новый район должен быть самодостаточной единицей, в которой житель сможет решить все насущные проблемы, в том числе найти себе рабочее место.
В современных условиях многофункциональные центры в спальных районах могли бы стать тем местом, которое объединяет несколько стратегически важных для развития района целей:
- создает места приложения труда, при этом предложение должно быть максимально разнообразным и включать офисы для компаний разного масштаба и уровня, в том числе коворкинги, удобные для самозанятых и индивидуальных предпринимателей;
- создает торговые площади, в которых появятся магазины и салоны. Это и рабочие места для жителей района, и дополнительные аттракторы посетителей;
- создает место для общения, в том числе проведения массовых мероприятий, концертов, выступлений.
Такие центральные узловые точки становятся самодостаточными за счет активности и вовлеченности жителей района. Экономическая стабильность поддерживается самими жителями, которые посещают центр по разным причинам.
Рисунок 1. Многофункциональное проектирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Свои предложения относительно решения проблем маятниковой миграции выдвигали функционалисты. Они располагали общественные места в пределах пешеходной доступности, но эта система оказалась нежизнеспособной. Оказалось, что человек готов поехать в другой район за более качественным сервисом и не готов довольствоваться одним скромным предложением.
Многофункциональные центры могут стать сосредоточением любых функций, которые необходимы району. Они могут предлагать развлечения для детей, места приложения труда для взрослых, досуг для старшего поколения.