Деловые центры
Деловые центры существуют в каждом большом городе, обычно в них сосредоточена вся финансовая и коммерческая активность крупных игроков рынка.
Проектирование и строительство деловых центров подчиняется не только законам архитектуры, но и требованиями финансового мира. Сити наполнен зданиям гигантов индустрии, каждое из которых является памятником самому себе и стремится продемонстрировать финансовую стабильность компании и ее лидирующее положение на рынке. Это стремление продемонстрировать власть и успешность выливается в бесконечную гонку за площадями, высотой и престижем. Чем выше этаж, чем лучше вид за окном, чем больше офис – тем успешнее компания. В мире, где царит культура потребления, в архитектуре деловых центров проявляется вся сущность устройства современного мира.
Деловые центры могут быть устроены по-разному, могут принадлежать одной компании или делить площади между сотнями различных фирм.
Самой универсальной признана систематизация деловых центров по классам, на основе совокупности критериев архитектуры, инфраструктуры и расположения:
- самый высокий класс А+ это здания, расположенные в центральной части города, которые были построены не более семи лет назад, они должны быть расположены так, чтобы обеспечивать удобный подъезд с основных городских магистралей, иметь в непосредственной близости остановки общественного транспорта. В отделке подобных зданий применяются только современные материалы, за чистотой воздуха и температурой следят системы климат контроля, а также система «умный офис». Здание оборудуется высокоскоростными лифтами. Охрана ведется круглосуточно. Привлекательный внешний вид достигается применением большепролетных окон и презентабельной входной группы. Для зданий класса А+ к разработке дизайна интерьеров и фасадов привлекают архитектурные бюро с мировым именем;
- класс А - здания этого класса также обладают всеми вышеперечисленными характеристикам, но могут не иметь умных технологий, а также уникальных архитектурных решений;
- класс В - здания этого класса располагаются в деловой части города, имеют высокую проходимость, вблизи метро и остановок общественного транспорта. В категорию В здания из класса А переходят после семи лет эксплуатации, в них также установлены современные системы кондиционирования, отопления. Планировка офисов свободная или кабинетная. Паркинг чаще всего наемный, на соседней территории, управлением занимается собственная компания;
- класс С – к нему относятся офисные здания эконом-класса, они располагаются в спальных районах, могут не иметь развитой инфраструктуры, зачастую это реконструированные здания общежитий или институтов, которые не могут содержать такие площади.
Таким образом класс является показателем развитости инфраструктуры, внешнего вида, безопасности, расположения. Стоимость аренды одного квадратного метра также напрямую зависит от класса.
Рисунок 1. Проект современного делового центра класса В. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Авторская архитектура – это архитектура, создаваемая архитекторами с мировым именем, которые не стремятся вписать здание в общий контекст, а скорее работают в своем фирменном стиле, создавая запоминающиеся и яркие архитектурные проекты.
Особенности проектирования делового центра
При проектировании делового центра следует обратить внимание на следующие аспекты:
- в первую очередь исходная задача ставится в техническом задании, концепция проекта должна опираться на видение заказчика. Важно понимать, где будет располагаться центр и к какому классу он будет относиться. Класс А позволяет за первые 7 лет эксплуатации заработать и частично окупить первоначальные затраты, но и расходы на строительство и обслуживание будут очень велики. Концепция проекта должна быть гармоничной и учитывать все эти факторы;
- в деловом центре важно создать дух кооперации и синергии. От близкого расположения различных компаний могут выиграть все, при планировании площадей стараются разместить несколько якорных аттракторов трафика на нижних этажах здания. Самые дорогие площади обычно на верхних этажах, это самые престижные офисы и обстановка, и планировка должны им соответствовать;
- материалы для отделки детально продумываются для первых этажей и мест общего пользования, офисные помещения каждая компания обычно оформляет под себя, в соответствии с бренд-буком.
Помимо чисто офисных пространств в деловых центрах нужны зоны отдыха, места для проведения встреч и переговоров. В идеале в деловом центре располагать и торговые площади.
Особое внимание в проектировании зданий такого типа уделяется вопросам эвакуации. Чем больше людей на этаже, тем строже требованиям пожарных СП, чем выше класс, тем больше решений необходимо предусматривать для выполнения это требований.