Многофункциональные здания
Подходы к проектированию постоянно меняются, так же, как и инструменты, которые используются для создания проектов. Проектирование монофункциональных зданий, которые были на пике популярности 30-50 лет назад, сегодня подвергается жесткой критике. Спальные районы, заполненные лишь жилыми домами, детскими садами, школами и больницами не могут удовлетворить потребность в рабочих местах у дома и становятся причиной маятников миграции тысяч людей. Города, построенные по такому принципу зонирования, зависят от рабочих часов и практически обездвижены в часы-пик, когда все трудящееся населения устремляется в центральную часть на работу или возвращается из нее. Критика этого подхода началась с книги американской активистки Джейн Джейкобс, которая написала о том, как живут улицы Нью-Йорка и как можно вдохнуть в них жизнь. Она наглядно проиллюстрировала, что в вечерние часы деловой центр города остается пустым, но при этом найти в нем место для парковки в обеденный перерыв очень сложно.
Многофункциональность зданий сегодня воспринимается как норма, архитекторы научились создавать комфортные схемы зонирования, которые будут одинаково удобны для различных сценариев. Основными типами помещений, которые объединяются под одной крышей, могут быть:
- жилье и коммерческие предприятия (кафе, рестораны, магазины, сфера услуг, спортивные секции);
- гостиницы, офисные здания;
- выставочные центры, лекционные залы, конференц-залы;
- торговые и офисные здания.
Зонирование – это разделение пространства на отдельные элементы, которые будут иметь различные функции и режим использования.
Проектирование четырехэтажного торгово-офисного здания
Разрабатывая проект четырехэтажного офисного здания, архитектору необходимо в первую очередь определиться с зонированием и размещением:
- и торговля, и офисы являются аттракторами потока клиентов, заказчиков, покупателей. Чаще всего торговля выступает более активным центром притяжения, чем офисная часть, хотя безусловно это будет зависеть и от вида деятельности;
- торговые помещения обычно размещают на первых этажах, они получают яркие и красочные витрины в зоне видимости пешеходов и привлекают внимание к зданию, обеспечивая стабильный поток клиентов. Вся торговля сегодня устроена так, чтобы уменьшить количество шагов до покупки. Первый этажа работает на эту цель, двери, которые сами открываются перед покупателем и приглашают зайти в яркий и манящий магазин не оставляют выбора;
- офисная работа требует концентрации, здесь тоже есть поток клиентов и им нужны понятные и четкие указания по навигации внутри здания. Сам характер работы не поход на торговлю, которая имеет более увеселительный и несерьезных характер, поэтому можно рассматривать варианты выделения офисной части в отдельных блок, со своим входом;
- четыре этажа здания могут быть поровну поделены между офисной и торговой зонами, также какая-то из зон может превалировать. Обоснование моет опираться маркетинговые исследования или видение заказчика;
- размещая в торговой зоне кафе и рестораны можно также обеспечить постоянный поток клиентов в обеденные часы из офисной части;
- время ожидания клиенты офисной части могут провести в торговом центре. Зону ожидания в офисной части можно сократить;
- количество лифтов в здании будет зависеть от его размеров и разделения. Если каждая функциональная зона имеет свой вход, то и лифты будут располагаться отдельно;
- при разделении торговой и офисной части следует оставить внутренние переходы, которыми смогут пользоваться сотрудники и клиенты, а также клининговая служба
Так как предполагается, что в здании будет находиться большое количество человек, то необходимо позаботиться о пожарной безопасности.
Рисунок 1. Пример торгово-офисного здания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Торгово-офисное здание обладает достаточным потенциалом для того, чтобы создать комфортную среду для всех посетителей. С одном стороны оно будет достаточно привлекательным и зрелищным, чтобы обеспечить приятное время препровождение для посетителей, а с другой арендаторы офисных помещений получают статусное и хорошо известное место. Также важно обеспечить торговый центр удобной парковкой. Неудобная парковка или парковка малой вместимости может стать препятствием на пути к высокой посещаемости. Также в современных условиях стоит рассматривать новые форматы заполнения и использования.